Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Подводим итоги ралли-рейда «Шелковый путь»: от Тимура до Амура

Марафон, прошедший по маршруту Москва — Пекин, посмотрели миллионы зрителей, в основном нероссийских.
Полная версия

Что можно назвать событием года в России? То, что заметили и о чем переживали если не все, то очень многие. Выступление футболистов на Евро‑2016? Примирение с Турцией? Выборы в Думу? Ралли-рейд «Шелковый путь»? Если судить по числу новостей ­и видеороликов, то однозначно – историю дружбы козла и уссурийского тигра.

Заводские прототипы смотрелись несколько инородно в обрамлении русских березок.

По странному стечению обстоятельств в дни административных и технических проверок грандиозного ралли-рейда козел Тимур пребывал в Москве. Его с большим успехом демонстрировали публике на ВДНХ. Проводы экипажей на Васильевском спуске тоже собрали несколько тысяч болельщиков. Но всё равно осталось ощущение, что «Шелковый путь» внимания от россиян и прессы в целом получил гораздо меньше, чем выше­упомянутый козел.

Подводим итоги ралли-рейда «Шелковый путь»: от Тимура до АмураТатьяна Елисеева хорошо подготовлена: на ее счету победы в ледовых гонках, она сильна в ралли-кроссе и «кольце», постоянно участвует в Гонке звезд «За рулем».
Татьяна Елисеева хорошо подготовлена: на ее счету победы в ледовых гонках, она сильна в ралли-кроссе и «кольце», постоянно участвует в Гонке звезд «За рулем».

Из дневника Татьяны Елисеевой – пилота команды «ГАЗ Рейд Спорт» (Соболь 4×4):

– Я сегодня облажалась. Был короткий скоростной участок в центре Казани – рыхлый песок. Со старта включила полный привод плюс заднюю блокировку. Разгоняемся, первая, вторая закручивается, включаю третью. Широкий ипподромный поворот, весь в колеях. Мотор начинает садиться, я подключаю переднюю блокировку. В этом и была ошибка. Мотору и так тяжело, а я еще блокировкой его нагрузила. Из-за меня – перерыв в соревновании на полчаса.

Путь на троих

России, которая играла главную роль в организации гонки, досталось совсем мало «Шелкового пути». Сам старт – это как титры фильма: обязательный элемент без действия. Нудный перегон от Москвы до Казани вообще можно вычеркнуть из суммарной дистанции длиной 10 734 км. Короткий пролог на специально организованном бездорожье – тоже не совсем то. А более-менее настоящий спецучасток между Казанью и Уфой отменили из-за погодных условий.

Экипаж команды «ГАЗ Рейд Спорт» преодолевает брод. Возле таких препятствий всегда много зрителей.

Так что всё самое интересное – скоростные участки по 300–500 км – началось в Казахстане. К тому же караван с большой помпой посетил Астану и Алматы. А китайским болельщикам повезло еще больше, несмотря на то что на территории Китая под спецучастки задействовали самые малонаселенные пустынные районы. Даже там зрителей оказалось довольно много.

Песчаная буря в Китае стала причиной отмены этапа: экипажи караваном доехали до точки финиша.

Конечно, отменяли и сокращали не только российские этапы. Из-за песчаной бури полностью отменили один из этапов в Китае – техника служб безопасности не могла подняться в воздух. Так что итоговая дистанция получилась существенно короче задуманной. Но если сравнивать «Шелковый путь» с «Дакаром», а такое сравнение неизбежно, то у евразийского марафона и маршрут длиннее, и набор препятствий круче. Пустыня Гоби такая же безводная, как Атакама, но дюны выше, чем в Сахаре, – до 500 метров. Матерые пилоты упоминали, что никогда и нигде не видели таких. А некоторые экипажи даже предпочли штурму дюн штраф за отклонение от маршрута – так меньше потеряешь.

Из дневника Татьяны Елисеевой:

– Сегодня скоростной участок отменили – туман (медицинский вертолет не летает) и 72 часа дождей. Поэтому был автопробег до Уфы – 550 км. На всем протяжении дороги стояли зрители и махали руками. Мы честно всем гудели и махали в ответ. Я только сейчас понимаю масштаб происходящего.

Геополитика

В 2009‑м, в год основания, «Шелковый путь» прошел от Казани до Ашхабада. Тогда казалось, что у этого проекта, рожденного инициативой команды «КАМАЗ-Мастер», огромное будущее. Пара лет на развитие – и, возможно, по престижу и влиятельности наш ралли-рейд мог бы конкурировать с «Дакаром».

Владимир Васильев – постоянный участник Кубка мира по ралли-рейдам. Отказался от старта на испанском этапе в пользу «Шелкового пути».

Но по ряду финансовых причин вместо прогресса случился регресс. «Шелковый путь» несколько лет был пусть и самым важным, но всего лишь этапом чемпионата страны. Трасса не покидала пределов России. Маршрут существенно упростился и отклонился от исторического пути: ­ну не возили шёлк из Петербурга в Сочи!

Затем вообще объявили об отмене гонки на неопределенный срок – и полтора года тишины. Так что сообщение о возрождении и предстоящем маршруте Москва – Астана – Пекин удивило и впечатлило. В эпоху кризиса и осложнения отношений с некоторыми соседями было полезно показать миру, что, во‑первых, бюджет наш крепок, а во‑вторых, мы любим автоспорт и умеем сотрудничать.

Себастьен Лёб: «Это самая длинная гонка в моей жизни. Порой задаюсь вопросом: чем я занимаюсь? Но оно того стоит, и потом есть что вспомнить».

Дело за малым – собрать громкие имена. Ведь даже такая глобальная гонка будет выглядеть местечковой, если в ней стартуют только россияне, казахи и китайцы. Загодя проведенный промотур по Европе, презентации в Париже и Будапеште решили проблему: заявки на участие в «Шелковом пути» подали представители сильнейших ралли-рейдовых команд – Peugeot и X‑Raid. И, само собой, «КАМАЗ-Мастер».

Из дневника Татьяны Елисеевой:

– Каждый день всё сложнее и страшнее. На этом фоне чемпионат России кажется таким детским садом! Мы сегодня съезжали по почти отвесным стенам. Ехать страшно, а не ехать нельзя.

Справедливость

К счастью, у камазовцев нежданно-негаданно возник конкурент – Мартин ван ден Бринк на грузовике Renault. Иначе получился бы просто дежурный триумф, так как победитель «Дакара» Жерар де Рой отсутствовал. Впрочем, голландцу вряд ли довелось бы лидировать и активно сопротивляться, кабы не поломка на машине Эдуарда Николаева. Единственный капотный КАМАЗ‑43509, новичок ралли-рейдов, в Казахстане получил пробоину в масляном картере, приземлившись после прыжка на валун. Ремонт отнял уйму времени.

Новый камазовский капотник дебютировал в апреле на этапе чемпи­оната России и тогда выиграл. Здесь – не получилось.

Перед этим Николаев комфортно лидировал. А после этого команда, видимо, задействовала план Б: Айрат Мардеев, доселе занимавший позиции в районе четвертой, резко прибавил и концу гонки «съел» ван ден Бринка. А Дмитрий Сотников помог «доесть». Но понервничать пришлось.

В зачете вседорожников, естественно, все следили за поединком марок Peugeot и Mini. Остальные девяносто экипажей в кадр попадали от случая к случаю – например, если с ними что-то стряслось. А ведь все они тоже ставили перед собой цель и за что-то боролись.

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
03.09.2016
Поделиться: