Гонка звезд «За рулем»: пульс нормальный!
К мысли о переходе на летний формат нас упорно подталкивали нестабильные московские зимы. Сколько уже раз Гонка звезд была под угрозой срыва из-за погоды! Два предыдущих года лучшие пилоты страны гонялись то по лужам, то по снежной каше. Доколе? Можно ведь что-то другое придумать!
И мы думали. Три года назад делегация «За рулем» посетила подмосковный автодром Moscow Raceway, среди прочих гонок принимающий немецкую серию DTM и чемпионат мира WTCC. Интересовались, можно ли провести здесь ледовую гонку зимой. Сложно ли снять некоторые ограждения, чтобы оптимизировать трассу под «зимнетрековый» вариант, реалистично ли залить дорожку.
И вот мы снова здесь, но не зимой, а в начале сентября. Переход состоялся: Гонка звезд впервые в своей истории – не за горами ее 40‑летний юбилей! – прошла на асфальте.
Модернизация традиций
Автодром гораздо лучше приспособлен к проведению автогонок, чем непрофильный ипподром. Не надо каждый раз заново ломать голову, как протянуть силовые кабели в закрытый парк (чтобы их не перерезали шипами) и как избежать зрительских забегов поперек дорожки во время заезда. У гонщиков и команд есть обустроенные боксы, а у публики – доступ в паддок, к прямому общению с кумирами.
Конечно, асфальтовый формат противоречит многолетним традициям Гонки звезд «За рулем», которая всегда была снежно-ледовой. Но, похоже, таково сейчас веление времени во всем автоспорте: если не ломать, то модернизировать устоявшиеся каноны. Сможете назвать мировую или российскую гоночную серию, где хотя бы пару лет не меняли какие-нибудь правила? Не мучьтесь, у вас ничего не выйдет.
Сейчас, когда гонка уже состоялась, родилось ощущение, что мы напрасно не сделали ее летней раньше. То, что у нас получилось, превзошло все ожидания!
Собрание лучших
Поначалу мы опасались, удастся ли летом собрать столько же гонщиков, как и зимой. Ведь с весны до поздней осени – напряженная пора для большинства пилотов, в том числе выступающих за рубежом. Многие связаны командными контрактами, ограничивающими выступления где-либо еще.
Как показали предыдущие годы, в феврале – та же проблема. У кольцевиков начинаются предсезонные тесты, у раллистов и трековиков вообще старт за стартом. Даже в отечественный календарь соревнований трудно вклиниться – нет свободных выходных! И большинство гонщиков перестало держать отдельные трековые машины для зимних гонок, как это было в 1980‑е годы. У пилотов, которые получали от главного редактора «За рулем» персональное приглашение на Гонку звезд, возникала головная боль: на чем ехать? Строить свою машину для одного старта в году – дорого. Арендовать – тоже не копейки, да и уровень подготовки такой машины не всегда понятен.
Изначально Гонка звезд задумывалась как состязание лучших пилотов из разных российских чемпионатов – кольцевого, раллийного, кроссового. Такой она и остается, эта традиция соблюдена в полной мере. Только чемпионатов в стране стало существенно больше: добавились, к примеру, ралли-кросс, дрифт и прочая экзотика типа трофи-рейдов.
Что касается даты проведения, то погожий день 3 сентября угодил в промежуток между этапами важной и значимой в России серии РСКГ. Пожалуй, это единственный фактор, повлиявший на реальный список участников. Некоторые звезды кольцевого чемпионата и Кубка страны в канун его решающего этапа предпочли поберечь машины. Но, как ни крути, тридцать официальных заявок на участие мы получили.
На старт нашей гонки вышли представители разных дисциплин из самых разных мест – даже из Казахстана (гонка открыта для иностранцев, хотя все пилоты выступают по российским гоночным лицензиям). Пожаловали и победители Гонки звезд двух предыдущих розыгрышей – Владимир Шешенин (2014 год) и Николай Карамышев (2015 год). Именно их мы и считали главными фаворитами.
Есть контакт!
Любители автоспорта уже знают результаты первой летней Гонки звезд. Кто-то был на трибунах, иные смотрели прямую интернет-трансляцию. Но всё же вспомним, как развивались события.
По итогам квалификации пилотов разбили на две группы, для каждой провели по паре полуфиналов длиной семь кругов (или 15 минут), чтобы выбрать сильнейших для финала.
Уже на этой стадии стало понятно, что ледовый формат заездов после переложения на асфальт работает фантастически! Определенно, асфальт позволяет пилотам рисковать больше, чем лед. И понятно почему. Даже при плохом раскладе не уложишь машину на крышу и не врежешься в сугроб на скорости 120 км/ч (такие случаи на Центральном московском ипподроме бывали), а просто вылетишь в зону безопасности. И, похоже, машины по уровню подготовки были весьма близки (за основу мы приняли кольцевой технический регламент класса Национальный). По крайней мере, не наблюдался «трамвайный эффект», когда пилоты, «разобравшись» в первых поворотах, всю остальную дистанцию идут строгой колонной. В каждом заезде Гонки звезд борьба кипела от старта до финиша – как минимум за первые пять-шесть позиций. И в меру жестких контактов было немало.
Пожалуй, за насыщенное содержание гонки следует благодарить три основных фактора. Это престижность самой Гонки звезд, нетипичная для «кольца» спринтерская дистанция и применение обычных дорожных шин Continental. Конечно, они не так хорошо держат, как профессиональные гоночные слики, зато создали пилотам дополнительные трудности.
Карамышев и Шешенин волею судьбы оказались в одной отборочной подгруппе. И если Николай благополучно выиграл оба заезда (в том числе и тот, в котором первую пятерку расположили на старте в обратном порядке, – так называемый реверс), то Владимир в одном из них получил 20 штрафных секунд за фальстарт. И в финал, к превеликому сожалению всех присутствовавших, не попал, хотя тоже был очень быстр.
На характере финалов это ничуть не отразилось. А финал – это старты шести машин с одной линии; дистанция – один круг около двух с половиной километров. Все три финальных заезда прошли в суровой рубке от первого до последнего метра. Честно говоря, это больше напоминало ралли-кросс, нежели кольцевые гонки. На финише интервал между первой и последней машинами – не больше двух секунд!
Николай Карамышев по сумме трех финалов набрал максимально возможное количество очков. Ни в одном он не лидировал сразу со старта – всё время прорывался сквозь строй. А во втором заезде финишировал не первым, а вторым: уже позже судьи оштрафовали Виталия Дудина за фальстарт и, таким образом, пять очков за победу достались Карамышеву. Собственно, до последнего поворота не было никакой ясности относительно тройки призеров.
По части интриги у нынешней Гонки звезд аналогов немного. И по-прежнему она открывает новые таланты. В этом году главное открытие – Андрей Петухов, чей послужной список пока довольно скромен. В финалах петербуржец ничуть не уступал признанным мастерам кольцевого дела. И заслуженно поднялся на вторую ступеньку подиума.
Ключевой момент
Вообще, если ворошить историю, то ключевым и поворотным стал момент, когда мы впервые отказались от таблицы заездов для 16 пилотов на 16 машинах. Ее изобрели сотрудники «За рулем» для самой первой Гонки звезд, и по ней до сих пор проводят официальные российские соревнования. Но сами мы от «таблицы 16» восемь лет назад отказались, потому что в нее категорически не помещались все звезды, коих мы хотели бы видеть на старте. И еще потому, что назрело время что-то поменять. Жизнь не стоит на месте, в мире всё время что-то меняется. И мы стараемся, чтобы Гонка звезд всегда вызывала учащенный пульс – и у пилотов, и у зрителей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
– Моя специализация – снег, лед, кроссовые трассы. К асфальту автодрома и дорожным шинам приходится привыкать. Но это у нас снега зимой полно, а подмосковные зимы стали слишком мягкими – в таких условиях перенос Гонки звезд на теплое время года вполне оправдан. И оригинальный формат тоже.
– Короткие и динамичные заезды по хорошо знакомой кольцевой трассе – такое сочетание мне нравится. Конечно, к поведению дорожных шин на гоночном треке приходится привыкать. Но ведь всем, а не мне одному, и это уравнивает шансы. А еще понравилась конфигурация «спринт» с обилием поворотов и максимально короткими прямыми – здесь не так велико преимущество Фольксвагенов перед Калинами.
– Думаю, нынешние соревнования всё же ближе к ралли-кроссу, чем к кольцевым гонкам: много контактной борьбы. Но получилось интересно, поскольку кто финиширует первым, стало понятно только в последнем повороте финального заезда. И хотя я в большей степени поклонник зимнего трека и парных стартов, считаю, что нынешний формат Гонки звезд вполне привлекателен.
– Летняя Гонка звезд получилась зрелищной, но не в ущерб безопасности. Стационарный автодром в этом плане лучше ипподрома. Несмотря на жесткую борьбу, контактов между автомобилями стало меньше и повреждения от них не столь разрушительны, как на зимнем треке. Например, моя Калина после замены пары крыльев будет готова к старту на заключительном этапе чемпионата страны по кольцевым гонкам.
Гонка звезд «За рулем» – 2016: итоги финала
1. Николай Карамышев (Курск, VW Polo) – 15 очков
2. Андрей Петухов (Санкт-Петербург, Лада Калина) – 12 очков
3. Виталий Дудин (Тольятти, VW Polo) – 6 очков
4. Андрей Масленников (Пушкино, Лада Калина) – 6 очков
5. Павел Кальманович (Тольятти, Лада Калина) – 4 очка
6. Ефим Гантмахер (Ижевск, Лада Калина) – 2 очка
Фото: Александр Кульнев, Георгий Садков, Константин Якубов и Григорий Голышев