Российский этап чемпионата DTM: аномальная зона
Не верю глазам – стоянка возле автодрома Moscow Raceway забита до отказа! И снова задаюсь вопросом: почему россияне так любят чемпионат DTM? Невзирая на кризис и рост тарифов: в воскресный день цена входного билета на гонку стартовала с 2000 рублей.
Главная трибуна, впрочем, заполнена слабо. Но это объяснимо. Тут самые дорогие посадочные места, а обзор, прямо сказать, никудышный. Но, как ни крути, «платный» DTM собрал больше зрителей, чем этап чемпионата мира WTCC, куда россиян в этом году впускали даром. Не настолько же немецкий Туринг круче и забойнее мирового? Как зрелище и шоу – чемпионаты вполне сопоставимы. Просто аномалия какая-то.
Неужели так сильна магия немецкой «большой тройки»? Но ведь в DTM одинаковые шасси, машины разных команд отличаются друг от друга по большому счету только пластиковым обвесом…
Интрига сезона
Со спортивной точки зрения сезон определенно удался: в двенадцати гонках – девять разных победителей. Действующий чемпион Паскаль Верляйн зачем-то перешел в Формулу‑1 на должность штатного аутсайдера. Вместо него партию первой скрипки Мерседеса в этом году взялся исполнять канадец Роберт Уикенс. И в общем успешно прессует лидера сезона – чемпиона‑2014 Марко Виттманна (BMW). На российском этапе они обменялись победами, но суммарно Уикенс очков набрал больше. И совсем недалеко от этой пары – представители Audi Джейми Грин и Эдоардо Мортара, так что концовка сезона ожидается веселая. Причем не только в зачете пилотов.
Как никогда остра борьба марок: лидирует BMW, но соперники рядом. И прошлогодняя проблема блоковых результатов не мешает. Нынче нет странных, выпадающих этапов, в которых первую шестерку на финише составляют машины одной марки. Зимой пересмотрели правила весового гандикапа. Ввели более точную настройку «гирями» в 5 и 2,5 кг, так что масса машин не уходила больше чем на 12,5 кило от базовой нормы 1120 кг. Для 500‑сильных болидов это малосущественный фактор.
Проблемы сезона
В широком смысле у DTM проблем нет. Это успешное коммерческое предприятие с хорошей перспективой. Грядет симбиоз с аналогичным японским турниром трех марок – Lexus, Honda, Nissan, для этого разрабатывают унифицированный регламент. Идея «мирового финала» – разового поединка Запад vs. Восток – хороша!
К локальным недостаткам отнесем падающий уровень пилотов. В DTM происходит активная ротация, кто-то уходит, кто-то приходит. А большинство здешних новичков – довольно средние гонщики по мировым меркам. Ветераны Гэри Паффетт и Маттиас Экстрём указывают, что для серии это нехорошо. Хотя, с точки зрения зрителей, необходимый баланс, пожалуй, выдержан. Есть звездный костяк, есть «все прочие».
Серьезная трудность может вызреть в следующем году: производители задумали уменьшить число выставляемых машин с восьми до шести – для сокращения расходов. То есть вместо двадцати четырех пилотов на старте будет лишь восемнадцать. Кого сократят? И пока ничего не слышно о желанном приходе в DTM четвертого завода.
Загадки сезона
Ни одна другая серия не порождает у меня столько вопросов типа «почему именно так?». Например, почему в этом году совершенно беспомощен чемпион‑2013 Майк Роккенфеллер, набравший скудные очки лишь в двух гонках? Что случилось с Рокки? При том что число стартов с прошлого года удвоилось – вместо одного заезда на этапе проводят два. Впрочем, и Бруно Спенглер, сверкавший несколько лет подряд, ныне неярок. У любого пилота DTM может произойти внезапный затяжной провал – возможно, это просто следует принять как факт.
А главная загадка конкретно российского этапа – его результаты. Почему в субботу тотально доминировал Mercedes-Benz (плюс 12,5 кг балласта на борту всех машин), а в воскресенье – BMW (минус 5 кг)? Да, в субботу гонка стартовала по мокрому асфальту, но ведь дождь не отменяет законов физики. Или DTM – аномальная зона?
ПОМЕНЯТЬ КОЛЁСА
Так же как и в Формуле‑1, официальные шинники чемпионата DTM играют важную роль в формировании гоночного зрелища. По рекомендации пилотов фирма Hankook создает к следующему году шины с более мягким составом. В ходе всего сезона шли специальные тесты покрышек различных конструкций и составов – на них работали гонщики всех трех играющих в чемпионате производителей.
В конечном итоге заводы выберут одну модель и один состав (для «сухих» условий) с оптимальными характеристиками. В теории более мягкие шины должны лучше «держать» – соответственно, в гонках ожидается некоторый рост скоростей.
Фото: BMW, Audi, Daimler