Привычки водителей – узнай себя
По манере поведения человека за рулем легко судить о его воспитании и образованности. Соблюдает правила дорожного движения, следует правилам этикета – скорее всего, интеллигентный человек. Хамит – значит, не научен вежливости ни родителями, ни школой, ни самой жизнью.
Конечно, иногда встречаются отклонения. Например, известный российский кинорежиссер и артист, потомок дворян, ездящий по каким-то своим правилам… А впрочем, бес с ним! Лучше перейдем к разбору водительских привычек. Отчасти повторим прописные истины — не повредит. А привычки будем понимать как автоматически и порой бездумно повторяемые действия.
Чтобы не возникло непонимания – этот перечень составлен лично мной, на основе собственного опыта. И я не ангел, но думаю, что умею отличать хорошее от плохого и могу об этом рассказать. А если мнение автора не совпадает с чьим-либо — отлично. Давайте обсуждать!
Полезные привычки
Вредные привычки
Сохранять спокойствие во всех ситуациях
Не следить за состоянием автомобиля
Пристегиваться ремнем безопасности
Резко ускоряться, тормозить, поворачивать
Помогать нуждающимся (оценив степень опасности)
Висеть «на хвосте», прижиматься к другим машинам
Не заезжать на бордюры и тротуары, не выезжать за стоп-линию
Выбрасывать мусор из машины на дорогу
Оглядываться перед перестроениями
Курить за рулем и разговаривать по телефону, тем более — писать сообщения
Пропускать тех, кто просит об этом
Парковаться на месте, которое уже кто-то планирует занять, занимать два парковочных места, задевать дверьми другие машины
Что такое хорошо
Начнем с ремней безопасности. На их счет редакция «За рулем» вполне единодушна: ремни в машине нужно использовать всегда, на любом месте, при любой скорости. Пристегиваться ими и пристегивать всех пассажиров – наилучшая водительская привычка. Иное мнение – от лукавого. Все мы слышали истории, как кто-то где-то когда-то не пристегнулся и вылетел из машины во время аварии и только оцарапался, а никто из пристегнувшихся не выжил. Сколько таких случаев? Единицы. И это какое-то невероятное стечение обстоятельств, статистическая погрешность, если можно о ней говорить, когда дело касается человеческих жизней. Все современные автомобили оснащены подушками безопасности, эффективность которых бесспорна. Но они работают только в комплексе с ремнями. В конце концов, обязательное использование ремней безопасности прописано в Правилах дорожного движения, а неиспользование наказывается штрафом от 500 до 3000 рублей – в зависимости от того, кто именно не пристегнут. Много? В Великобритании штраф может достигать 500 фунтов (почти 40 000 рублей), в Канаде штрафуют на 1000 долларов (62 000 рублей). И не нужно говорить о том, что они там богаче. Жизнь бесценна, независимо от географии и экономики.
Те же Правила дорожного движения, пункт 2.3.1: «Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства…» Часто ли вы хотя бы осматриваете автомобиль перед поездкой? Многие – никогда, считая, что техническое состояние машины – забота сервисного центра, в котором вы обслуживаете автомобиль. Конечно, это заблуждение, и проверять уровень масла и прочих технических жидкостей, давление в шинах и затяжку колесных болтов нужно регулярно именно хозяину. Ответственность за состояние автомобиля лежит на нем. А перед дальней поездкой осматривать машину необходимо особенно внимательно. Вот только как довести это до автоматизма?.. Сам не знаю, вечно спешу.
Плохо перегружать машину, заправлять ее помалу (однажды бак «обсохнет» и сломается бензонасос). А еще — долго держать нажатой педаль сцепления во время остановок на светофорах – быстрее изнашивается корзина. Вроде бы безобидная привычка – переводить селектор автомата из «драйва» в «нейтраль» при кратковременных остановках, якобы это увеличивает ресурс коробки, снижая на нее нагрузку. Исправный автомат таких действий не требует, и куда полезнее для него будет спокойная манера вождения. А все, что можно и нужно делать с автоматом и машиной вообще, написано в руководстве по эксплуатации. Почитайте его хоть раз! Говорят, интересно, даже познавательно.
В спорах на тему, стоит прогревать двигатель или нет, поломано множество копий. И создан всеобъемлющий труд нашего эксперта Михаила Колодочкина. Он говорит – греть, но недолго. А долгий прогрев, тем более когда выхлопная труба направлена в окно дома или офиса – бесспорно, плохая привычка. Даже если за этим окном ваши заклятые враги. Газовая атака – это слишком жестоко, против кого бы она ни была направлена.
Начинающие водители считают, что резкие разгоны и торможения, повороты с визгом шин, быстрые смены полос движения выглядят круто, и у многих такая езда входит в обычай. А эти действия попадают теперь под определение опасного вождения. Однако это не просто нарушения. Помимо того что агрессивный водитель нервничает сам, иногда даже не отдавая себе в том отчета, создает нервную обстановку вокруг, он еще и портит автомобиль: быстрее изнашиваются шины и тормозные колодки, детали подвески, сокращается ресурс двигателя и трансмиссии.
Не будем лукавить, мальчишеские трюки с резкими поворотами и разворотами, дымом из-под колес рассчитаны, в основном, на друзей и впечатлительных девочек. Но ведь их можно удивить и взрослой манерой езды – быстрой, но в то же время плавной. Когда-то я услышал сравнение «как рыба в воде», и мне оно понравилось. Считаю, что лучшие водители ездят именно так – быстро, но плавно, свободно.
В хорошем состоянии должен находиться не только сам автомобиль, но и его хозяин. Я не про трезвость – это даже не обсуждается. Речь об эмоциональном фоне. Вы наверняка замечали, что раздраженный человек ведет машину рывками. Конечно, оставаться спокойным в агрессивной среде мегаполиса сложно, но этому все-таки можно научиться, и даже необязательно посещать какие-то тренинги. Поудобнее сесть, выставить комфортную температуру воздуха, настроить радио на частоту, на которой передают приятную музыку, глубоко подышать, вспомнить что-то хорошее… Поездки в хорошем настроении можно и нужно сделать привычкой!
К хорошим отнесем привычку соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал. Конечно, такое требование есть в Правилах дорожного движения (пункт 9.10), но в городской среде его многие игнорируют, и напрасно: риск поплатиться за беспечность очень велик. Дорогой ремонт не обрадует даже тех, чьи машины застрахованы по каско. Однако держать слишком большую дистанцию – привычка нехорошая, даже плохая. В это пространство будут вклиниваться другие водители, вынуждая вас тормозить еще больше. Следовательно, придется тормозить и тем, кто за вами. Вообще, как бы то ни было, мешать другим водителям (например, препятствуя обгону) – плохо, опасно, а порой смертельно.
В ПДД же есть правило не занимать левый ряд при свободном правом вне населенного пункта (пункт 9.4). И это полезно самому водителю – чем дальше держишься от встречки, тем, соответственно, выше безопасность. И даже если дорогу разделяет барьер, хоть металлический, хоть бетонный. Когда встречная машина несется на огромной скорости, она это препятствие может перелететь. Больше запас пространства – больше возможностей уйти от удара.
Хорошая привычка – поворачивать голову перед перестроением, проверяя, чисто ли в слепой зоне. Многих водителей этому научили расплодившиеся в начале двухтысячных «подставлялы». И пусть теперь они почти исчезли (тьфу-тьфу-тьфу), слепые (мертвые) зоны у зеркал заднего вида остаются. Несмотря на то, что все большее распространение получают электронные системы типа BLIS, предупреждающие о наличии помех, убедиться в безопасности маневра никогда не будет лишним.
Очень хорошая водительская привычка, просто замечательная, – помогать на дороге тем, кто просит. И вообще всем нуждающимся. Увы, иногда это опасно. Так что помогайте, если можете, но только убедившись в том, что вам ничто не угрожает. Как – зависит от каждого конкретного случая. В конце концов, ничто не мешает набрать 112 на мобильном и рассказать специалистам экстренных служб, что и где произошло. Звонок бесплатный.
Ноу смокинг и эсэмэсинг!
Курение – это плохо, что бы ни говорили курящие. В машине – вдвойне, втройне. Есть немало историй, когда человек отвлекался на прикуривание или ронял на себя или сиденье сигарету и попадал в аварию. Кроме того, окурки обычно летят из автомобильных окон на дороги – и все наши обочины по весне выглядят как бесконечные пепельницы. А грешат этим многие. Некоторые курят в машине при детях. В той же Великобритании, например, за это теперь штрафуют. Также плохо есть и пить во время движения – есть риск пролить на себя горячее, обляпаться соусом или сотворить еще что-нибудь, из-за чего станет не до вождения.
Попасть в аварию можно и из-за телефона, планшета, какого-нибудь другого гаджета. Разговор еще полбеды, хотя и он сильно отвлекает – даже если автомобиль оборудован системой Hands-free. Хуже, когда водитель читает и отвечает на SMS, «постит» что-нибудь в соцсетях. За время, пока печатается коротенькое сообщение, автомобиль с высокой скоростью проходит несколько десятков метров. И каким бы асом ни был водитель, здесь уже не до правильного вождения.
Очень плохая привычка – выезжать на перекресток, когда очевидно, что проехать его на разрешающий сигнал не удастся. Однако и этим у нас грешат практически все водители-горожане. А те, кто не подчиняется стадному чувству, получают «тычки в спину» в виде гудков клаксоном и морганий фарами. Не помогает пока даже штраф за такое нарушение в размере 500-800 рублей.
Не знаю даже, можно ли назвать плохой привычкой позднее переключение с дальнего света на ближний при разъезде со встречкой или просто езду с дальним из-за того, что ближний слаб. Это как минимум свинство. И за него можно поплатиться.
Хорошая привычка – парковаться строго по разметке и знакам. Не заезжать на бордюры и тем более тротуары. Плохая привычка – игнорировать разметку, ставить машину так, что водитель или пассажир соседней машины должны протискиваться в салон, обтирая одеждой кузов. И совсем никуда не годится занимать освободившееся место на плотно забитой парковке, если на него уже кто-то целится. Вы же не плюхаетесь в общественном транспорте на свободное место, когда видите, что его хочет занять пожилая женщина? Или да?!
И еще сто тысяч плохих привычек
Разумеется, мы перечислили не все возможные плохие привычки водителей. Например, многие не любят включать поворотники, зато с удовольствием врубают на всю катушку не самую мелодичную музыку. Возможно, человек действительно получает огромное удовольствие от какого-нибудь драм-н-бейса, сотрясающего асфальт. Но он может оказаться рядом с машиной, в которой спит ребенок. Лично меня еще раздражает манера некоторых водителей ездить, высунув из машины по локоть левую руку. И выглядит это вызывающе, и жалко самого человека, который может лишиться конечности (навалится бортом другая машина – не успеет среагировать). Недавно видел мотоциклиста, ехавшего в позе амазонки, то есть сидя бочком, с ногами по одну сторону байка… Без шлема, это уж само собой.
Да, человек – существо со сложным, зачастую непредсказуемым поведением. Иногда даже самый выдержанный, вежливый и ответственный водитель может выкинуть на дороге какой-нибудь фортель. И у известного режиссера, артиста и дворянина в мещанстве может быть плохой день. Но в таком случае нужно как-то обуздать своих бесов. Сделать дыхательные упражнения, включить успокаивающую музыку или остановиться и выйти из машины, посмотреть на цветочки-листочки. Может быть, даже попрыгать и покричать. Психологи говорят, такая разрядка помогает сбросить стресс.
А лучше всего от плохих водительских привычек избавляют крупные штрафы – если не телесные наказания. Увы, человек при всей своей сложности еще и на удивление примитивен. Парадокс.
Комментарий психолога
Светлана Козенкова
Светлана Козенкова, клинический психолог, специалист по психокоррекции
Светлана Козенкова
Светлана Козенкова, клинический психолог, специалист по психокоррекцииНа дороге, где каждый из нас (и водитель, и пешеход) является участником дорожного движения, главное — это внимание, взаимовежливость и максимальное соблюдение правил дорожного движения.
Есть исследования, подтверждающие, что люди, регулярно нарушающие ПДД, имеют психические отклонения. Водитель находится в замкнутом личном пространстве и якобы может делать всё что угодно. Мнимая анонимность, дающая ложное ощущение безнаказанности, приводит к асоциальному поведению за рулем, рождает грубость и хамство, которые на дороге могут привести к серьезным конфликтам с самыми непредсказуемыми, а зачастую и плачевными последствиями.
Наконец, за рулем имеет смысл помнить и иногда даже повторять одну из главных заповедей бытовой, житейской психологии, а именно ДДД — дай дорогу дураку. И не будь таким дураком сам.
Фото: «За рулем», Volvo, Wikipedia, YouTube