Спецтехника: как на самом деле убирают снег?
Для начала разберемся, как вообще убирают снег. Разновидностей снегоуборочной техники множество. Машины делятся на несколько типов: плужно-щеточные, роторные, скребковые транспортеры, тепловые и распылители противогололедных реагентов. Они подметают или сгребают снег, а затем его транспортируют на снегоплавильни. Растаявший снег уже в виде воды попадает в канализацию.
Для обработки дорог, чтобы на трассах не образовывалась наледь, применяют системы распыления противогололедных реагентов. Причем обработка московских улиц спецсоставами идет с 30-х годов минувшего столетия. Тогда дороги и тротуары посыпали смесью песка и технической соли (галита). Весной из города вывозились тонны песка, а соль проникала в почву, отравляя зеленые насаждения. Первую попытку отказаться от использования соли предприняли в 2001 году. Именно тогда появились реагенты, в основе которых хлористый кальций. И лишь в 2007 году химикаты начали проверять на то, как они воздействуют на дорожные магистрали, почву, деревья и живые организмы. В последние годы техническая соль применяется все реже, но полностью с улиц не исчезла.
Используемые в Москве противогололедные реагенты
Жидкие
Твердые
Гранулированные
Применяются при температурах не ниже —35°C и только на сухой асфальт; время действия — от 3 до 4 часов.
Применяются при температурах не ниже —16°C, при любой погоде, до и после образования гололедицы.
Применяются при температурах не ниже —35°C. Можно использовать даже после образования наледи.
Теперь о некоторых реагентах расскажем подробнее.
Модифицированный хлористый кальций относится к жидким реагентам. Его плюсы в том, что раствор можно использовать в сильный мороз, и растапливает лед реагент довольно быстро. Но минусов больше. Это сильный аллерген для людей и животных, так что препарат используют только на загородных трассах. Плюс он может служить катализатором ржавчины на кузове и днище автомобиля. Еще один недостаток: за три часа действия препарата на асфальте образовывается большое количество воды, что повышает эффект аквапланирования на дороге. Так что водителям нужно иметь это в виду и своевременно переобувать покрышки по сезону.
Пескосоль. Относится к твердым реагентам. Как понятно из названия, состоит из песка и соли. Песок препятствует скольжению, а соль, размокая, растапливает лед на дорогах. Большой плюс этого состава в том, что он дешев, и именно дешевизна не позволяет полностью отказаться от его использования. К минусам можно отнести тот факт, что в оттепель песок забивает ливневые стоки.
Гранитная крошка также относится к твердым реагентам. Она представляет собой гранитный щебень мелкой фракции. Это отличный природный материал против скольжения, который не разрушает дорожное покрытие, не портит обувь и шины. При этом крошку можно использовать многократно. Плюс еще и в том, что крошка работает при очень низких температурах (ниже —35°C), когда обычные реагенты неэффективны.
Гранулированный хлористый кальций также считается экологически безопасным реагентом. Он не портит асфальт и обувь, при этом действует при очень низких температурах и глубоко проникает в слой наледи.
Бишофит – многокомпонентный реагент. В его состав входит хлорид магния, йод и еще порядка семидесяти составляющих. Его плюсы в том, что он хорошо впитывает воду, не разъедает обувь и менее вреден, чем хлористый натрий. Основной минус – препарат быстро вызывает коррозию кузовов машин.
Мы перечислили основные реагенты, которыми вооружены наши коммунальные службы. С их помощью они борются с наледью на дорогах. Ну а если снег, скажем, сгребли в большой сугроб и не убирают долгое время или двор просто завален снегом? Понятно, что это халатность коммунальщиков. Кому жаловаться?
А жаловаться нужно в управляющую компанию или в товарищество собственников жилья. Если после этого снег так и остался лежать нетронутым, обращайтесь в районную управу. Если не знаете, какая управляющая компания отвечает за ваш дом, это можно узнать на портале «Дома Москвы». По закону управляющая компания должна ответить на запрос в течение десяти рабочих дней.
Если реакции нет, обращайтесь в управу района. Адреса и телефоны можно найти на сайте Департамента территориальных органов власти города Москвы. Кроме того, пожаловаться на нерадивых коммунальщиков можно и на портале «Наш город».
Существуют нормативы уборки снега. Согласно постановлению Правительства Москвы № 1018-ПП от 9 ноября 1999 года, при сильных снегопадах чистить тротуар нужно каждые три часа. Если обильных осадков нет, убирают один раз в сутки.
А теперь несколько слов о самой технике с разбрызгивателями противогололедных реагентов. В качестве базы используют тракторы, автогрейдеры, шасси грузовиков. Навесное оборудование крепят спереди на раме или монтажной плите, а также сзади или сбоку. В аэропортах применяют спецмашины или полуприцепы с плужным, щеточным или газоструйным оборудованием.
Уборка снега на дорогах
Плуги состоят из отвала, сцепной рамы, толкающих штанг и механизма подъема. Отвал грузовика можно поднять или повернуть влево-вправо.Уборка снега на дорогах
Подобный отвал увеличивает ширину очистки и вдобавок уменьшает число проходов трактора по дороге.Слежавшийся снег зачастую превращается в камень. Потому для его сбора применяют мощные фрезерно-роторные снегоочистители. Фреза предназначена для того, чтобы измельчать плотно свалявшийся снег. Оборудование устанавливают на тракторном, автомобильном или специальных шасси.
Уборка снега на дорогах
Снегоочиститель фрезерно-роторный на базе трактора.Уборка снега на дорогах
Снегоуборочная машина. С ее помощью в кузова грузовиков загружают снег, оставленный вдоль дорог другими уборочными машинами.На специальных шасси с колесной формулой 4х4 сделаны и снегоуборочные транспортеры, которые загружают снег в кузова грузовых машин. Снегопогрузчики – техника не новая, но до сих пор ее применяют массово. Полноприводные лаповые снегопогрузчики выпускают такие производители, как «Амур», «Дормаш», «Амкодор».
Мощная техника выручает людей, но нужно помнить, что последствия сильного снегопада или ледяного дождя даже самая лучшая коммунальная служба в мире за час устранить не сможет. Поэтому водителям на зимней дороге нужно быть постоянно начеку.