Как испортить машину начальника
Задача № 107: Мелкие пакости
Вместо того чтобы выписать Федору давно обещанную премию, начальник велел ему долить в Largus омывайку, а заодно и масло проверить. Дескать, с дамой на юга еду, мне проблемы не нужны. Крепко обиделся Федор. И решил под капотом маленькую пакость учинить. Нащупал разъем генератора и отсоединил его… Через пару недель довольный начальник прикатил обратно. Неужели сам починил? Улучил Федор момент и снова полез под капот: а разъем-то не подключен! Так каким же чудом начальник три тысячи умудрился проехать? Он ведь только и умеет, что на педаль давить… Что скажете, знатоки?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 января 2017 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 – или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из сентябрьского номера журнала «За рулем».
Напомним условие задачи. При замене ремня ГРМ на восьмиклапанном Логане владелец торопился увидеть результат. Установил ремень ГРМ по меткам, натянул его. Но не собрал привод вспомогательных агрегатов и даже не затянул болт шкива, устанавливаемого на коленвале. Оставил двигатель на подпорке, пустил его – и увидел тревожно горящий сигнализатор давления масла.
Читателям предстояло разгадать причину отсутствия давления масла в двигателе, который пустился и устойчиво работал. Был даже намек на необычную конструкцию французского двигателя.
Большинство приславших свои версии были немногословными: «Шестерня привода масляного насоса сидит на коленвалу без шпонки». По сути это верно, но мы не единожды просили давать развернутые, интересные ответы. А кое-кто вообще не разобрался в особенностях конструкции обрусевшего «француза». Один из читателей решил, что владелец Логана сам себе навредил, установив подставку под масляный поддон: «Поддон прогнулся, сыграл внутрь и прижался к маслозаборнику, тем самым перекрыв поступление масла к насосу. При пуске возник масляный голод – и загорелась лампа контроля давления. Как только подставка была удалена, металл вернулся в исходное состояние и маслозаборник освободился». Надо ли говорить, что с литым алюминиевым поддоном картера ничего подобного произойти не могло. Прочность его вполне достаточна, чтобы вывешивать двигатель способом, которым воспользовался наш герой.
Другие читатели, не вникнув в условие задачи, утверждали, что ослаб шкив коленвала, пропало давление масла, потому и загорелась лампа: «Обычно такая ситуация говорит о плохом состоянии шкива коленвала и необходимости его замены».
Уважаемые знатоки, не ослабло крепление, оно еще и затянуто не было!
Кто-то раскритиковал конструкцию, посчитав ее ненадежной. Между тем фиксация деталей силами трения встречается сплошь и рядом. Например, соединение двух пластин болтом. При этом надежность подобного соединения рассчитывают не по максимальному усилию, которое болт выдерживает на срез, а по такой силе трения, возникающей вследствие затяжки соединения, которая не позволяет пластинам сместиться друг относительно друга. И шкивы привода распределительных валов у многих современных двигателей теперь фиксируют только силами трения.
Иные читатели дали совет перед началом работ почитать соответствующую литературу и даже процитировали абзац из книги, выпущенной нашим издательством: «Масляный насос приводится цепной передачей от коленвала. Ведущая звездочка привода насоса установлена на коленчатом валу без натяга и не зафиксирована шпонкой. Звездочка зажимается между зубчатым шкивом привода ГРМ и коленвалом в результате стягивания пакета деталей болтом крепления шкива. Крутящий момент от коленвала передается на звездочку только за счет сил трения между торцевыми поверхностями звездочки, зубчатого шкива и коленчатого вала. При ослаблении затяжки болта звездочка может начать проворачиваться на валу – давление масла упадет».
Очевидно, что, затянув требуемым моментом болт шкива коленвала, герой задачи исправил свою оплошность, поэтому давление в системе смазки восстановилось. А перечитай он вышеприведенный текст перед тем, как взяться за работу, исправлять ничего не потребовалось бы. Двигатели Renault (особенно восьмиклапанные) благодаря их простоте принято считать чуть ли не эталонами надежности. Однако с самоотворачивающимися шкивами коленвала владельцам все же приходилось встречаться. Тот самый случай, когда надежность узла пала жертвой простоты конструкции.
Победитель нашего конкурса рекомендует: «Желающим перестраховаться и защитить свой шкив от самоотворачивания следует заменить болт крепления шкива коленчатого вала новым. При использовании старого болта можно воспользоваться фиксатором резьбы – лучше средней прочности, а не высокой. Только нужно в этом случае уменьшить момент затяжки. Перед сборкой пакета деталей необходимо добиться их идеальной чистоты во избежание проскальзывания. Для этого Renault требует обязательно обезжирить конец коленвала (со стороны привода ГРМ), отверстие и опорные поверхности зубчатого шкива, а также опорные поверхности шкива коленвала. Важно соблюсти момент затяжки болта 30 Н·м ± 3 Н·м плюс доворот 80º ± 5º».
В ответе победителя досконально разобраны как причины, так и методы предотвращения подобных неприятностей.
Всем участникам конкурса спасибо. Наталью Родионову (и ее мужа) поздравляем с победой! Они получают от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.