Авторынку поставили нешуточный диагноз. Итоги-2016 и прогнозы
Выйти из пике
Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.
Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015-2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009-2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту.
Однако в 2013-2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения, такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.
По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения, в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.
Кризис завел Ладу
Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.
Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30-50 тысяч на большинство моделей. Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.
Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.