Аustin-Healey 3000 Mk III: три литра английского
Какой звук! Зычная песня двигателя этого Остина отличается от невыразительного блеяния подавляющего большинства современных моторов, как живой рок-концерт от попсовых «фанерных» потуг.
После грозного светофорного порыкивания (педалью газа играю не столько для удовольствия, сколько потому, что два карбюратора на холостых норовят залить свечи) набираю обороты и бросаю сцепление. Да-да! Он умеет не только рычать, но и очень быстро ездить. Не ожидали? Я тоже.
Из Британии с любовью
Сегодня спортивный британский автомобиль 1950–1960‑х годов выпуска с левым рулем найти куда проще, чем с родным – правым. Неудивительно: в те годы английские родcтеры и кабриолеты бойко шли на экспорт, особенно в США. Доходило до того, что покупателям-англичанам машин попросту не хватало.
Золотой век спорткаров родом из Туманного Альбиона навсегда войдет в историю вместе со всемирной славой четверки Битлз и постоянными шпионскими разоблачениями, давшими материал для неcкольких поколений писателей и кинематографистов, начиная с создателей бесконечной Бондианы.
Историю семейства Austin-Healey принято отсчитывать с начала 1950‑х, когда холодная война была особенно морозной, а британский автопром после Второй мировой был не в лучшей форме. Дональд Хили – военный летчик еще в Первую мировую, гонщик, инженер, сотрудничавший с британской компанией Triumph, а позднее и с американской Nash, – был полон оптимизма. Потому и основал фирму для производства спортивных машин Healey 100 (индекс говорил о максимальной скорости в милях, то есть примерно 160 км/ч). Изящная и быстрая машина с четырехцилиндровым двигателем Austin, выставленная на престижном тогда Лондонском мотор-шоу, не осталась не замеченной президентом концерна BMC («Бритиш мотор корпорейшн») Леонардом Перси Лордом. Уже в 1953 году в Лонгбридже начали серийное производство этих открытых автомобилей – но под именем Austin-Healey 100.
Покупатели приняли их благосклонно. Успеху способствовало второе место в классе в 24‑часовой гонке в Ле-Мане, а позднее, кстати, и достойный результат в RАК-ралли Британского королевского автоклуба. Но самый яркий период в истории семейства Austin-Healey начался с появлением в 1956 году шестицилиндровой версии 100-6 (три литра, 117 л.с.).
В 1957 году производство автомобиля перевели в Абингдон. С тех пор в течение десяти лет его меняли мало. Машины Aystin-Healey 3000 версий Мk I, Мk II и Мk III отличались друг от друга в основном деталями кузова и форсированными моторами – на последнем мощность довели до 148 л.с. Вот с таким-то двухцветным родстером Austin-Healey 3000 Mk III 1965 года мне и довелось познакомиться.
ДЕЛО БЫЛО В ЛЕ-МАНЕ
Спортивный дебют родстера Austin-Healey в версии 100М пришелся на 1953 год. На престижнейшей гонке в Ле-Мане пилоты Джонни Локетт и Морис Гатсонидес привезли марке двенадцатое место в абсолюте и второе в классе.Наперегонки со временем
В общем-то, никаких инженерных откровений. В основе кузова – стальная рама. Рядную верхнеклапанную «шестерку» питают два карбюратора. Коробка передач – четырехступенчатая, но с отдельно включающейся повышающей передачей – овердрайвом. Спереди – независимая пружинная подвеска, сзади – мост на продольных рессорах. Дисковые тормоза спереди и барабанные сзади. Но ко всему этому – притягательный дизайн, добротная отделка и отменная динамика.
Полтораста британских «скакунов» на 1157 кг снаряженной массы – очень и очень немало даже по нынешним временам. Львиный рык (наверное, это рычит тот зверь, что на обложке британского паспорта) сопровождается весьма внушительным ускорением. Знай успевай передергивать передачи. Делать это быстро, впрочем, получается не вдруг: ход рычага великоват, усилие на нем вязкое. К посадке тоже придется привыкнуть. Баранка близко, но длины ноги едва хватает для полного выжима педали сцепления.
Руль по-спортивному тяжелый, но точность реакций далеко не идеальная, хотя абсолютно нормальная для большинства машин тех лет, даже спортивных. Особого внимания Austin требует в быстрых поворотах, хотя сам провоцирует на энергичную езду. Максималка – под 200 км/ч, разгон до 100 км/ч – менее чем за десять секунд!
Если приноровиться к этому автомобилю, чтобы твои нервы и мускулы зажили в полной гармонии с ним, ни длинный ход рычага коробки, ни капризы мотора при долгой работе на холостых, ни даже чуть нервное поведение в поворотах не смогут омрачить радость от общения с этим родстером. Ох, как я понимаю британских джентльменов и американских плейбоев, не ленившихся запихивать себя в узкий промежуток между кожаным креслом, деревянным рулем, низкой дверью и мощным туннелем посреди салона, – есть ради чего корячиться!
ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ
Дональд Хили родился в 1898 году. С шестнадцати лет участвовал в автогонках, с восемнадцати служил пилотом в королевских ВВС. После Первой мировой открыл авторемонтную мастерскую и продолжал участвовать в гонках. В 1931‑м на британском автомобиле Invicta выиграл Ралли Монте-Карло. Хили работал в компании Triumph конструктором. Создал, в частности, знаменитую предвоенную модель Dolomite. После войны сотрудничал с американской компанией Nash, затем – с фирмой Austin. В 1973 году Дональд Хили получил рыцарский титул. Скончался он в возрасте 89 лет.
Рок изобилия
К 1965 году, когда этот Austin вышел из ворот завода, битлы покорили не только Европу, но и напыщенную Америку. Уже вышли альбомы A Hard Day’s Night и Help! с вечной, как показало время, композицией Yesterday. Всемирная слава ливерпульских парней, как и слава спортивных автомобилей, наверное, в какой-то мере была компенсацией за отделение от империи бывших колоний и постоянные, чуть не ежегодные шпионские страсти.
В 1961‑м советский агент Джордж Блейк получил 42 года тюрьмы, а в Москве схватили Олега Пеньковского, работавшего на ЦРУ и секретную службу Ее Величества. В 1963 году был арестован Гордон Лонсдейл – успешный бизнесмен (занимался, в частности, автомобильными сигнализациями), а по совместительству советский разведчик Конон Молодый. «В ответ» в 1965‑м Блейк бежал из британской тюрьмы. Вдогонку всему этому Джон ле Карре почти каждый год пишет по шпионскому роману, а кинематографисты снимают очередную историю про Бонда. Напрасно он не поездил на родстере Austin-Healey 3000! Aston Martin тоже очень быстрый, но снобистский и чопорный. А этот – более демократичный, задорный и веселый. Агенту очень подойдет. По крайней мере, для конспирации.
Но в 1965‑м до окончания производства машин модели Austin-Healey 3000 оставалось всего два года. Официально выпуск прекратили на Рождество 1967 года, последние машины дособрали в начале 1968‑го. Строгие требования безопасности, всё более жесткие экологические нормы США да и просто бурное развитие мирового автопрома выдавливали с рынка элегантные британские спорткары консервативной конструкции. Собственно, это и стало началом конца своеобразия и независимости некогда могущественного британского автопрома.
Грустная история. Но мы с Остином-Хили стремительно уезжаем от нее, рассекая теплый морской воздух. Двигатель порыкивает голосом британского льва, а из приемника вдруг зазвучала концертная запись настоящего, не опопсованного рок-н‑ролла. С такими машинами и чудеса иногда случаются.
АНГЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ
Austin-Healey 3000 выпускали в 1959–1967 годах. Открытые автомобили в версии 2 + 2 и двухместные (такие делали по заказу) оснащали рядными шестицилиндровыми моторами объемом 3 л (117–148 л.с.) и четырехступенчатой коробкой с повышающей передачей. Самая скоростная версия Мk III развивала скорость 195 км/ч. Всего изготовили 43 926 экземпляров модели 3000, из них в версии Мk III (1963–1967 годы) – 17 712 машин.
Редакция благодарит Victoria’s Classic Cars Club за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.