Трицикл МК-17: еще мотоцикл или уже автомобиль?
МК‑17 по ширине сопоставим с мотоциклом –
всего 92 сантиметра.
В обнимку с Кондратом
А я вообще здесь помещусь? При росте под 190 сантиметров берут сомнения насчет моей совместимости с транспортом будущего. Водитель-испытатель Кондрат без тени смущения объясняет алгоритм проникновения на пассажирское место. Рукой держусь за кромку дверного проема, перешагиваю через порог – вуаля! Получилось на удивление легко, хотя трицикл МК‑17 и раскачивается подо мной. Верхом на мягком мотоциклетном сиденье удобно, сзади поддерживает широкая спинка. Но главное, что ни в локтях, ни в плечах не ощущаю тесноты. И над головой место есть.
Кондрат усаживается передо мной и опускает дверь гильотинного типа. Теперь мы изолированы от осенней мороси и порывов ветра. Мотоциклетный 800‑кубовый двигатель Suzuki V‑twin ворчит где-то под полом и подает охлаждающую жидкость в отопитель. Тепло и сухо! И это первые плюсы диковинного трехколесного аппарата.
Водитель переводит электронную систему стабилизации в ручной режим управления и демонстрирует максимальные углы наклона узкого трицикла.
– Сейчас пятнадцать градусов от вертикали, – и Кондрат лихо перебрасывает аппарат из левого наклона в правый. Вопреки ожиданиям, мы не падаем, а продолжаем твердо стоять на колесах. Это впечатляет. Но когда аппарат не едет, неизбежно сползаешь к борту. На ходу под действием центробежной силы всё придет в норму и дискомфорта не будет.
Водитель нажимает кнопку включения автоматики, и под жужжание сервопривода трицикл занимает вертикальное положение. Трогаемся и начинаем маневрировать на малом ходу. Странное ощущение: от узкого, как мотоцикл, аппарата ждешь кренов, а их нет. Электроника считает, что опрокидывающий момент мал, и четко выставляет вертикальное положение. Комфортно! Я ни за что не держусь, но при этом не сползаю в поворотах на скорости до 10–15 км/ч.
Кондрат поддает газу, скорость растет, и вот в поворотах уже появляются заметные крены. Под действием центробежной силы я невольно пытаюсь помочь трициклу, наклоняясь на удобный для себя угол. Но сервоприводы сильнее моих мышц, и быстро приходит понимание, что лучший вариант – сидеть расслабленно. Электронная система сама выберет наиболее комфортный и правильный для данной скорости угол наклона кузова.
А скорость пока что невелика: МК‑17 проходит стадию тестирования и доводки. Испытатели быстрее 50 км/ч не ездят, хотя расчеты говорят, что трицикл может разгоняться до двухсот!
Проехать за рулем не удалось: единственный опытный образец доверяют только водителю-испытателю. Но есть ощущение, что и мотоциклист, и автомобилист быстро поладят с этой вещью в себе. А пассажиру к ней и привыкать не придется – куда комфортнее мотоцикла.
Гироскопы от падений
МК‑17 – детище кандидата технических наук Алексея Казарцева. Собственно, аббревиатура МК-17 и означает мотоцикл Казарцева 2017 года. Продираясь через мертвые столичные пробки на мотоцикле, он задумался об узком и маневренном транспортном средстве для города, пригодном для круглогодичного использования. Под его руководством группа конструкторов, в числе которых были белорусские специалисты, за четыре года разработала аппарат с чертами автомобиля и мотоцикла. Хорошо, что дело не ограничилось только чертежами и компьютерными моделями: построен полностью работоспособный образец.
Определение его довольно тяжеловесно: узкое транспортное средство с закрытой кабиной, оснащенное активной и пассивной системами стабилизации. По сути это трицикл с двухместной кабиной. В чем новизна? Ведь уже существуют и трайки (трехколесные мотоциклы), и трехколесные автомобили…
– Зайдем с геометрии, – говорит Казарцев. – У тех и у других колеса расположены в вершинах равнобедренного треугольника с довольно широким основанием. Потому они устойчивы и, в отличие от мотоциклов, могут ездить без наклонов.
МК‑17 по ширине сопоставим с мотоциклом – всего 92 сантиметра. Его колеса стоят по углам треугольника с очень узким основанием.
Ездить совсем без наклонов кузова он не в состоянии – опрокинется под действием центробежной силы. Поэтому движение возможно только под присмотром электронной системы стабилизации.
На МК‑17 стоят гироскопы, но не силовые, а информационные. Совместно с акселерометрами и магнитометрами они поставляют системе управления информацию об отклонении аппарата от вертикали, о центробежной силе и положении относительно опоры. Электроника управляет электродвигателем, который через систему тяг обеспечивает нужный наклон. Именно электронная начинка, датчики и программная часть составляют ноу-хау. Недаром капот, укрывающий электронный блок и исполнительные механизмы системы стабилизации, опломбирован – фотографировать их пока нельзя. Прочее железо более традиционно.
В основе – двухконтурная пространственная рама, обшитая пластиковыми панелями. Две двери с «ламбо»-петлями открываются вверх. На опытном образце установлен V‑образный двигатель и коробка передач от мотоцикла Suzuki Intruder, но возможно применение иного силового агрегата.
В трансмиссии смонтирован дополнительный редуктор (обеспечивает задний ход), от которого к заднему 16‑дюймовому колесу тянется карданный вал. Подвеска передних 18‑дюймовых колес – на двойных треугольных рычагах, заднего – на маятниковом, как у мотоцикла. Тормоза – дисковые на всех колесах.
Приборы, элементы интерьера, часть деталей ходовой – отечественного производства. Казарцев старался максимально сократить число дорогих импортных комплектующих.
Есть ли у МК‑17 аналоги? Прямых нет. Но за рубежом класс узких транспортных средств стремительно развивается. Помните сногсшибательный концепт-кар Mercedes-Benz F300 Life Jet образца 1997 года (в серию он не пошел)? Работы в этом направлении ведут Nissan, BMW… А электрический трицикл Toyota i‑Road уже бегает по улицам Токио. Похоже, со временем в городах двухместные аппараты могут потеснить автомобили. Как в потоке, так и на парковке они занимают куда меньше места. Смущает, что салон двухместный? А часто ли вы ездите по мегаполису с полной загрузкой?
ЧТО БЫЛО, ЧТО ЕСТЬ
Сейчас прототип МК‑17– экспонат музея техники Вадима Задорожного. Алексей Казарцев считает, что ниша узких транспортных средств и в нашей стране пустовать не будет, поэтому трицикл имеет рыночные перспективы. При благоприятном стечении обстоятельств серийное производство МК‑17 можно наладить к 2020 году.
Нужен ли нам такой транспорт? Допустим, мне, убежденному автомобилисту неюношеского возраста, срочно надо с одного края города на другой. Такси застревает в пробках, метро забито, прочий общественный транспорт требует пересадок. Альтернативно мне предлагают стать пассажиром мотоцикла или узкого транспортного средства. Что буду делать? На трицикле с кабиной поеду, на мотоцикле – нет!