Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Уйдет ли Skoda из России?

После дизельного скандала, шлейф которого тянется до сих пор, глава марки Skoda Бернхард Майер предложил десятилетний план развития «Стратегия 2025», который не обходит стороной и Россию. До сих пор Бернхард Майер не давал интервью российским журналистам, но главному редактору журнала «За рулем» Максиму Кадакову удалось встретиться с ним и задать несколько важных вопросов, которые волнуют не только владельцев автомобилей Skoda.
Полная версия

- Какова стратегия марки Skoda на ближайшую перспективу?

— Если совсем коротко, то наша «Стратегия 2025» основывается на двух принципиальных направлениях. Во-первых, мы хотим обосноваться на новых растущих рынках, на которых мы пока не представлены – но будем при этом активно развивать бизнес в тех странах, где мы уже работаем. Во-вторых, мы планируем войти в новые сегменты, к числу которых, безусловно, относится сегмент SUV – я подразумеваю не только кроссовер Kodiaq, но и другие модели, о которых пока еще рано говорить.

Что касается собственно разработки и производства автомобилей, то мы идем по пути электрификации всей модельной линейки и «дигитализации», оцифровывании не только наших продуктов, но и всех процессов внутри компании. Если угодно, это наш внутренний боевой клич – удвоить бизнес по этим двум направлениям.

 

- Что такое дигитализация?

— Это не есть что-то сверхъестественное. С тех пор как мы начали пользоваться мобильными телефонами, мы постепенно «оцифровываемся». Каких-то десять лет назад никто и не предполагал, насколько глубоко «цифра» войдет в нашу жизнь! Десять лет назад не было даже такого понятия, как приложения (программы) к смартфонам или телефонам – например, навигационные. Но в ближайшие годы этот процесс будет развиваться такими темпами, которые еще совсем недавно невозможно было даже представить, и охватит все сферы и все компании.

Сейчас мы идем к тому, чтобы все наши новые машины были интегрированы в мировую интернет-сеть, и Kodiaq – первенец на этом пути. Мы развиваем все технологии, включая автономное управление, и планируем внедрять их на наших новых моделях.

И это касается не только собственно автомобилей, но и производства. Еще недавно мы модернизировали наши сборочные мощности, если можно так выразиться, точечным способом – и совершенно очевидно, что этот подход устарел. Теперь все будет оцифровываться. И мы сможем вычислять и вылавливать возможные ошибки и просчеты на самой ранней стадии — еще до их возникновения. Это мы называем производственной схемой Skoda 4.0. Индекс 4.0 – это синоним перевода в цифру всех процессов: конструирования, производства, продажи и обслуживания, то есть всего жизненного цикла автомобиля. И скорость этого процесса гораздо выше, чем несколько лет назад. Это касается и эксплуатации автомобилей: дистанционно анализируя состояние машины, мы сможем предупредить возможные неисправности.

- Означает ли это, что в ближайшем будущем каждый автомобилист установит на свой смартфон специальное приложение, которое позволит полностью контролировать машину?

— Безусловно. Покупатель постоянно будет связан со своей машиной и сможет контролировать ее состояние – пробег, температуру в салоне, дистанционное открывание дверей и так далее.

- У вас уже есть подразделение, которое всерьез занимается этими вопросами?

— Да, у нас есть штат, мы сотрудничаем с профильными компаниями и имеем свою лабораторию в Праге — она разрабатывает новые системы, которые выйдут в свет, как только рынок будет к этому готов.

- В портфеле Шкоды велика доля дизельных машин. Не отбил ли дизельгейт охоту к разработке новых дизельных моторов?

— Электрификация модельного ряда займет очень много времени. Речь не о годах, а, скорее, о десятилетиях. Поэтому мы не делаем выбор в пользу чего-то одного, а развиваем все направления. Например, мы разрабатываем автомобили на электротяге, которые выйдут на рынок довольно скоро: наш первый подзаряжаемый гибрид пойдет в продажу в 2019 году, а вскоре после этого увидит свет наша первая машина на чистой электротяге. (За основу для разработки электромобилей взята всефольксвагеновская платформа MEB, Modular Electric Toolkit. – М.К.)

 

 

В то же время мы проектируем новые двигатели – бензиновые и дизельные, поскольку они по-прежнему будут иметь устойчивый спрос. Если эксперты не ошибаются в оценках, то к 2025 году электрифицированные автомобили (включая гибриды) будут занимать в мировом масштабе около 25% рынка. И, соответственно, эта доля в 25% станет целью и для Шкоды. Но ведь это означает, что 75% автомобилей все еще будут оснащены двигателями внутреннего сгорания!

На мой взгляд, дизели будут играть важную роль. Многие наши покупатели предпочитают именно дизель. Сейчас доля дизельных машин в общем объеме продаж Шкоды составляет 46% и остается стабильной в последние несколько месяцев. Очевидно, что дизели будут становиться дороже – по мере ужесточения норм токсичности.

Особенно это касается маленьких автомобилей, поскольку небольшой дизель оказывается таким же дорогим, как и среднеразмерный. Я предполагаю, что лет через пять дизели станут еще на 1500-2000 евро дороже. Для небольшого бюджетного автомобиля это огромная прибавка в цене. Конечно, экологические требования в некоторых странах гораздо мягче (например, в России), но в обозримом будущем эконормы начнут унифицироваться.

- Сколько денег вы дополнительно тратите на то, чтобы моторы соответствовали действующим и перспективным экологическим нормам?

— Мы не говорим о конкретных расходах, но поверьте, мы вкладываем огромные средства, чтобы вписаться в экологические требования на разных рынках.

- Россия принципиально отличается от европейского или американского рынков. Что вы предложите россиянам? Нам нужны машины с экономичными, надежными и не слишком дорогими моторами…

— В нынешних экономических и технологических реалиях очень сложно разрабатывать двигатель специально для какого-то рынка, если он не является объемообразующим. Мы пытаемся подобрать наилучшее решение для каждого рынка на основе той линейки силовых агрегатов, которая у нас уже есть. Это в полной мере касается и России. К слову, наши результаты в России в 2016 году оказались весьма позитивными. В то время как весь российский рынок упал на 15%, продажи автомобилей Skoda остались примерно на уровне 2015 года. Мы не просели!

- И это при том, что Россия – страна кроссоверов, а в портфеле Шкоды лишь старенький Yeti

— Наша новая ударная сила – это Kodiaq, продажи которого начнутся в России. Недавно я побывал на заводе в Калуге, мы сравнивали Kodiaq с конкурентами, приглашали для оценки машины потенциальных клиентов – и отзывы были самыми положительными.

Skoda Kodiaq

Skoda KodiaqСтарт продаж кроссовера Skoda Kodiaq в России намечен на май 2017 года.
Старт продаж кроссовера Skoda Kodiaq в России намечен на май 2017 года.

Skoda Kodiaq

Skoda KodiaqАрхитектурой передней панели Kodiaq немного напоминает Porsche Macan. Эргономика проработана отлично.
Архитектурой передней панели Kodiaq немного напоминает Porsche Macan. Эргономика проработана отлично.

Поскольку принято международное решение об ограничении добычи нефти и цена барреля уже поползла вверх, это, на мой взгляд, позитивный сигнал для России, ведь курс рубля и рынок в целом крайне чувствительны к цене черного золота.

В любом случае Россия – очень интересный рынок, и у нас даже мысли нет уходить с него. Более того, мы всерьез просчитываем возможность производить на нашей площадке в Нижнем Новгороде автомобили не только для российского рынка, но и для экспорта в страны Европы. Это смелая идея не только для марки Skoda, но и для всей группы Volkswagen. Речь об одной из наших текущих моделей, но это все, что я могу сказать на данный момент.

- По какому принципу вы будете вести бизнес в России в ближайшие годы? По-прежнему вкладываться в нашу страну в расчете на отдачу в будущем или предпочтете предельно прагматичную безубыточную работу «здесь и сейчас»?

— Я посещаю Россию примерно два раз в год и прекрасно представляю, как велика ваша страна. Конечно, главные центры сбыта – это Москва и Петербург. Но очевидно, что постепенно спрос будет расти и в регионах – это хорошо понимаешь, когда путешествуешь из одного крупного города в другой. Не забывайте, что Россия – все еще развивающийся рынок.

Skoda Octavia

Skoda OctaviaМодернизированная Skoda Octavia начнет у нас продаваться в апреле, а рестайлинговый Rapid выйдет ближе к концу лета.
Модернизированная Skoda Octavia начнет у нас продаваться в апреле, а рестайлинговый Rapid выйдет ближе к концу лета.

Skoda Octavia

Skoda OctaviaВ новой Октавии появился развлекательный комплекс Columbus с 9,2-дюймовым монитором, сенсорными клавишами, возможностью подключения к интернету и слотом для SIM-карты. Другие доступные мультимедийные системы — Swing, Bolero и Amundsen — тоже новые.
В новой Октавии появился развлекательный комплекс Columbus с 9,2-дюймовым монитором, сенсорными клавишами, возможностью подключения к интернету и слотом для SIM-карты. Другие доступные мультимедийные системы — Swing, Bolero и Amundsen — тоже новые.

Так вот. Если бы мы не верили в Россию, мы не стали бы выводить на рынок Kodiaq. Мы хотим производить его в Нижнем Новгороде, и он выйдет на российский рынок в мае. И это не единственная важная новость. Мы серьезно доработали Октавию, которая пользуется у россиян устойчивым спросом, а еще представим обновленный Rapid. Очевидно, что все инвестиции мы делаем в расчете на отдачу в будущем. Такой подход не лишен рисков, однако таковы сегодня правила игры. Но еще раз: если бы мы не верили в Россию, мы бы не инвестировали в нее.

Фото: Skoda

Подпишитесь на «За рулем» в

Кадаков Максим
20.12.2016
Поделиться: