Стоп, машина! Зачем перекрыли импорт подержанных иномарок
Поток «автохлама»
Пожалуй, для многих российских автомобилистов первой иномаркой в их жизни был ввезенный из-за рубежа секонд-хэнд. В начале 2000-х в нашу страну ежегодно поставлялось почти по 300 тыс. подержанных машин (в рекордном 2002-м – свыше полумиллиона!), которые занимали до 80% общего объема автомобильного импорта. Однако заградительные пошлины на иномарки с пробегом, введенные в 2009-м, обрушили объемы их ввоза более чем в 40 раз, а доля их сократилась всего до 2%. Окончательную точку на импорте поставил утилизационный сбор, установленный в 2012 году. И вот в минувшем году поставки бэушных автомобилей впервые с тех пор резко возросли. Согласно данным «АСМ-холдинга», за январь-ноябрь 2016 года в нашу страну было ввезено 17,3 тыс. подержанных иномарок, что вдвое больше по сравнению с низкой базой предыдущего года. В результате их доля в объеме поставок подскочила почти до 8%, хотя в структуре вторичного авторынка остается незначительной и не достигает даже 0,5%.
По словам экспертов «Avito Авто», рост импорта автомобилей с пробегом в 2016 году является следствием сразу нескольких экономических и законодательных факторов. Частично этому способствовало снижение таможенных пошлин до 23%, частично – превентивный ажиотаж, вызванный вступлением в силу ограничений по обязательствам членства в ВТО. Кроме того, позитивная динамика стала возможной на фоне существенного повышения стоимости новых иномарок, из-за чего автолюбители, заинтересованные в покупке японских или немецких машин, были вынуждены уйти на вторичку.
С учетом того, что рубль показывал постепенное восстановление на протяжении прошлого года, ввоз подержанных иномарок действительно стал более выгодным, чем прежде. В то же время цены на новые автомобили, вопреки валютным курсам, продолжали расти – в среднем на 15% по итогам 2016 года, гласят данные агентства «Автостат».
«Многие потребители смирились с тем, что новое ценообразование — это не временное явление, и стали покупать машины за бугром. В основном это люди, уже имеющие опыт эксплуатации привезенных автомобилей и понимающие разницу между дилерскими машинами с пробегом и импортными», – говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.
Право руля!
Безусловным фаворитом у покупателей импортного секонд-хэнда традиционно является Toyota. За январь-ноябрь прошлого года ввоз автомобилей этой марки вырос в 2,5 раза, до 9,7 тыс. единиц, что составляет более 55% в общем объеме поставок. На втором месте по популярности идет Nissan с показателем 3,8 тыс. ввезенных бэушек (+77%), а замыкает тройку лидеров Honda, чей результат составил 1,9 тыс. машин (+86%). В целом, автомобили японских брендов занимают львиную долю в объеме поставок (более 99%), при этом ввозятся машины и таких марок, которые в России официально не представлены – например, Daihatsu.
Как поясняет директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Артем Самородов, это обусловлено тем, что основные поступления автомобилей с пробегом из-за рубежа приходятся на Дальний Восток. Машины из Японии по-прежнему являются там более выгодной покупкой, чем бюджетные автомобили отечественного производства или иномарки, выпущенные в европейской части континента.
Также в прошлом году зафиксированы единичные поставки подержанных автомобилей таких премиум-марок, как Mercedes-Benz, BMW, Audi и Lamborghini. Эксклюзивные машины чаще всего импортируются из Европы в Центральный регион России.
«Поставки автомобилей премиум-класса были и будут всегда. Для богатых людей нет кризиса и других преград, зачастую они готовы переплачивать, чтобы получить определенную комплектацию или редкую машину», – констатирует Денис Еременко.