Реформа общественного транспорта: рейс с пересадкой
Несмотря на сверхъестественные темпы строительства, метро продолжает работать на пределе. Три-четыре станции от конечной – и вагоны забиты под завязку. Из-за изношенности оборудования практически еженедельно случаются сбои в движении поездов, а перегоны закрывают на выходные для ремонта. Быть уверенным в том, что метро, как самый быстрый и точный транспорт, не подведет, уже нельзя.
Частично решить проблему должны два новых кольца. Уже запущено Московское центральное кольцо, по которому курсируют «Ласточки». А второе кольцо подземки начнут поэтапно запускать с нынешнего года.
Власти пытаются разгрузить метро, переключив часть пассажирского потока на наземный транспорт, но для начала его необходимо сделать комфортным и быстрым. Первым шагом стали выделенные полосы. Экспериментальная, на Волоколамском шоссе, появилась еще при Юрии Лужкове, в 2009 году, а с приходом на пост мэра Сергея Собянина они протянулись по всему мегаполису. Автобусы и троллейбусы поехали лучше, но до сих пор непонятно насколько. Столичные власти, Дептранс и Мосгортранс разошлись во мнениях: показатели гуляют от 8 до 30%.
В период с 2011 по 2015 год маршрутную сеть модернизировали лениво. Самым заметным новшеством стали автобусы-полуэкспрессы, идущие с малым количеством остановок по вылетным магистралям с окраин в центр и обратно. Но в последнее время власти вновь засуетились.
Летом 2016 года в единую систему городского транспорта включили маршрутные такси. Ушли в былое изношенные микроавтобусы с водителями-отморозками, игнорирующими правила. Маршруты остались в ведении частных компаний, но требования к ним ужесточились: машины должны быть новыми, экологичными, оснащенными климат-контролем, информационными табло, системами безопасности. За соблюдением водителями правил следят дистанционно. Не стало остановок по требованию в неожиданных местах, в маршрутных такси действуют те же льготы и способы оплаты, что и в остальном городском транспорте.
С одной стороны, поворот к цивилизации сделан правильно. Я, например, принципиально не пользовался «дикими» маршрутками – и рад их исчезновению. Но почему вместе с «низколетящими» ГАЗелями улетучились многие маршруты, которыми регулярно пользовались тысячи москвичей и приезжающих в столицу? В Дептрансе уверяют, что все востребованные маршруты сохранены. Но верить надо людям на остановках, а не чиновникам в кабинетах. Например, в моем районе почему-то не попал в перечень одобренных весьма загруженный, хотя и совсем короткий маршрут. В результате выросла нагрузка на альтернативные рейсы, и они в часы пик с ней не справляются.
Раньше, посмотрев в мобильном приложении время прибытия автобуса, я и подумать не мог о том, что в нем мне не хватит места. Теперь же периодически пропускаю по два-три автобуса, толкаясь в очереди! И это отнюдь не у ходовой станции метро или огромного бизнес-центра, а на спокойной улице.
Плюнул я на такой сервис и снова езжу в персональном автомобиле, занимая место на дороге.
Прошлой осенью в Москве запустили маршрутную сеть «Магистраль». Ее сердце – противоходная выделенная полоса вокруг Кремля, которую поддерживают два «прокола» поперек Садового кольца. Удалось радикальным образом перекроить движение: благодаря выделенке и оптимизации маршрутов автобусы и троллейбусы вывозят пассажиров из центра гораздо быстрее, чем прежде. А экономия времени по сравнению с передвижением на личном автомобиле в вечерний час пик достигает 40–45 минут. Проверял лично.
Но где логика? Столько лет модернизируют Садовое кольцо, чтобы оно ехало, столько вложено сил и средств в его реконструкцию… Несколько штрихов белой краски на асфальте ставят крест на концепции – появляются новые светофоры, машины вновь стоят в пробках. И всего-то ради того, чтобы пропустить полупустой автобус? Получается, что семеро всё-таки будут ждать одного. И пока вокруг Кремля вереницы новеньких ЛиАЗов и Мерседесов с кондиционерами и красивыми информационными дисплеями катают десяток человек, на окраинах в часы пик пассажиры штурмом берут автобусы и маршрутки. Прекрасный результат! А в официальных отчетах Дептранса фигурируют очень красивые данные, которые мы приводим отдельно.
Правда, «Магистраль» только начала функционировать. И не исключено, что окончательно выстроенная система в итоге себя оправдает. Или, наоборот, окажется очередным красивым и дорогим проектом, который через какое-то время признают несостоятельным, спустив в канализацию миллионы, изъятые у налогоплательщиков.
Наземный транспорт действительно становится комфортнее, быстрее и удобнее. Но слишком уж фрагментарно. С пафосом запустив нечто в центре (ведь это у всех на виду!), власти забывают о периферии. Вообще, пафоса от властей хотелось бы поменьше: они всего-навсего решают запущенные проблемы.
И самое главное: в стремлении пересадить как можно больше людей на общественный транспорт чиновники должны чувствовать предел, до которого можно закручивать гайки. Москва – это город, а не деревня, без асфальта и автомобилей здесь не обойтись.
Цифры
- 17 магистральных маршрутов проложено через центр Москвы.
- На 10% снизилась загрузка улиц в первую неделю после повышения цен на парковку.
- 260 000 поездок в день совершается по Московскому центральному кольцу железной дороги. Его открытие снизило нагрузку на некоторые перегоны метро на 5–19%.
- 125 000 пассажиров ежедневно перевозят автобусы по выделенной противоходной полосе вокруг Кремля. За два месяца после введения обновленных маршрутов ими воспользовались 20 млн человек.
- На 60 млн увеличилось количество поездок на общественном транспорте в 2016 году по сравнению с 2015‑м. Относительно 2010 года рост составил около 700 млн пассажиров.