Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ручные радары — под запретом или нет?

Кто из нас не любит быстрой езды? Но на дорогах, в отличие от спортивных треков, установлены разные скоростные ограничения. Угодив в руки сотрудников Госавтоинспекции, можно попасть на штраф, а то и вовсе прав лишиться.
Полная версия

Нарушителей скоростного режима ловят сейчас, в основном, камеры автоматической фиксации. Таких только в столице уже без малого полторы тысячи. И судя по всему, их число будет расти. Ведь несмотря на большие затраты на содержание, «автоматические ловцы нарушителей» приносят неплохие барыши в бюджет. Речь идет о десятках миллиардов рублей.

«Стрелка» на сегодня один из самых продвинутых радаров. Следит сразу за всей дорогой. Может запоминать одновременно несколько нарушителей. Помимо превышения скорости способна работать и по другим нарушениям. Единственный «минус» комплекса: после предупреждающих знаков водители снижают скорость до положенной.

Помимо городов автоматические надзиратели устанавливают и на трассах. Но таких комплексов на порядок меньше. Дело в том, что еще четыре года назад в ПДД появился новый дорожный знак (8.23) и дорожная разметка (1.24.4) — «Фотовидеофиксация». Эти информаторы в обязательном порядке должны устанавливаться на том участке дороги, где работает камера автоматической фиксации нарушений. Правда, речь в ГОСТе идет исключительно о стационарных объектах.

А раз так, то есть большая опасность для властей. Водители, зная, где установлена камера, снижают до установленной скорость, проезжают этот участок и вновь превышают допустимый скоростной лимит. Как следствие, слабое пополнение бюджета, а значит затраты на обслуживание такой камеры могут быть больше, чем сумма выписанных штрафов. Поэтому инспекторы ДПС на трассах используют альтернативные устройства. Что же касается переносных камер, то требований по обязательному предупреждению водителей на сегодня попросту нет. Использовать их можно где угодно.

Треноги чаще всего используются на федеральных трассах. Переносная «Арена» бьет на полтора километра. Это, по сути, та же камера автоматической фиксации, только мобильная. О работе такого комплекса водителей предупреждать не обязаны.

Главное условие работы камер — наличие неоспоримых доказательств в виновности водителя. А вот с этим у многих мобильных радаров проблемы. Дело в том, что у некоторых переносных комплексов фиксации скоростного режима отсутствует техническая возможность записывать нарушение (фотографии или видеозапись). Это так называемые «фены». Они показывают лишь цифры (скорость объекта, попавшего в прицел), и никакой привязки к конкретному автомобилю нет. А это уже повод для несогласия водителя — так можно любого в нарушители записать.

Ведь как происходит на дороге. Едете вы себе спокойно, и тут вас останавливает инспектор ДПС. В руках у него тот самый «фен», на котором красуются цифры с вашей скоростью-нарушением. Но, во-первых, никаких доказательств, что это именно ваша скорость, нет. Во-вторых, вообще непонятно, кого и когда ловил в прицел инспектор.

Если инспектор обвиняет в превышении скорости, и никаких доказательств, кроме «непонятных циферок» на дорожном «фене», предоставить не может, — такое решение незаконно. Если водитель подаст жалобу, дело обязаны закрыть из-за отсутствия доказательств.

Напомню, что в этом случае работает принцип презумпции невиновности. А значит, именно инспектор обязан доказать, что вы ехали быстрее положенного. Причем доказательства должны быть неоспоримыми и не вызывать никаких сомнений.

Но это по закону. А на практике начинается долгие переговоры, в которых одна сторона всячески намекает на решение вопроса миром. Вторая, как правило, после некоторых препираний соглашается, ибо понимает, что добиться правды очень сложно. Именно поэтому в прошлом году глава МВД распорядился ограничить использование устаревших приборов. Именно ограничить (!), а не прекратить.

Никаких официальных запретительных документов на этот счет нет. А поскольку оснащенность многих подразделений оставляет желать лучшего, не все регионы перестали использовать мобильные радары-«фены», неспособные писать фото и видео. Где-то продолжают работать по старинке.

В руководстве МВД пошли на ограничение использования старых приборов именно для того, чтобы исключить случаи коррупции на дорогах. В результате «фены» в руках инспекторов ДПС встречаются очень редко. Я, к примеру, даже и не припомню, чтобы видел в последние годы такие. Некоторые водители ошибочно считают, что под запрет попали все ручные радары (если судить из писем наших читателей). Это не так. Те радары, которые позволяют делать фотографии или видеозапись, разрешены к использованию, и инспектор может оформить нарушителя по всем требованиям нашего законодательства.

Часто информация с передвижных радаров, которые маскируют в кустах или устанавливают в багажниках частных автомобилей (припаркованных на обочине вдоль трассы), передается экипажу ДПС. Инспектор также обязан показать вам фото- или видеодоказательства нарушения.

Радар Бинар

Радар Бинар«Фен» от компании «Симикон». «Бинар» стреляет на 300 метров. Две видеокамеры позволяют заснять и общую картину (автомобиль, участок дороги и других участников движения), и детали нарушения (номерные знаки и другие мелкие детали транспортного средства). Выдвигая обвинение, инспектор обязан предъявить доказательства нарушения.
«Фен» от компании «Симикон». «Бинар» стреляет на 300 метров. Две видеокамеры позволяют заснять и общую картину (автомобиль, участок дороги и других участников движения), и детали нарушения (номерные знаки и другие мелкие детали транспортного средства). Выдвигая обвинение, инспектор обязан предъявить доказательства нарушения.

Радар в машине ДПС

Радар в машине ДПСВ подтверждение вашего нарушения инспектор обязан показать видеозапись или хотя бы диафильм. В противном случае никаких неоспоримых доказательств вины водителя у инспектора не будет, и постановление легко можно отменить в суде.
В подтверждение вашего нарушения инспектор обязан показать видеозапись или хотя бы диафильм. В противном случае никаких неоспоримых доказательств вины водителя у инспектора не будет, и постановление легко можно отменить в суде.

Кроме того, в ДПС сейчас активно используют мобильные комплексы видеофиксации, которые устанавливают в салоне служебного автомобиля. В одних вариантах радар с камерой и компьютер (куда пишется информация) стоят в салоне машины. В других – радар устанавливается на обочине (в кустах), а через какое-то расстояние стоит машина ДПС, куда по беспроводной связи и передается информация о нарушителе. В последнем случае инспектор ДПС, получив сигнал, тут же остановит спешащего водителя и выпишет штраф.

Понятно, что с появлением современных средств фиксации нарушений скоростного режима должно уменьшиться и количество необоснованных обвинений. Ведь нечистым на руку инспекторам станет сложнее фальсифицировать данные. А раз так, то нам, водителям, будет легче отстаивать свои права и добиваться справедливости.

Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
14.02.2017
Поделиться: