Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы
Ни одного орудийного или пулеметного ствола, на броне только генераторы и антенны. Сейчас несколько экземпляров Листвы переданы в войска для опытной эксплуатации. Их призвание – расчищать маршруты следования подвижных грунтовых ракетных комплексов Тополь, Тополь-М и Ярс от мин. После принятия на вооружение Листва будет служить в ракетных войсках стратегического назначения.
МДР 15М107 Листва
Производитель Краснодарский приборный завод «Каскад»
Шасси СБК‑60‑К2 «Булат» с несущим броневым корпусом и узлами грузовика КАМАЗ‑53501
Длина / ширина / высота / база 8900 (11 100)* / 2500 (3960) / 3350 (4740) / 4660 мм
Масса 20 000 кг
Двигатель КАМАЗ‑740, дизельный, V8, 16 клапанов, 10 850 см³; 176,5 кВт/240 л.с. при 2250 об/мин; 912 Н·м при 150 об/мин
Максимальная скорость 60 км/ч
Трансмиссия полный привод 6×6; М12
*В скобках – данные для машины с поднятыми антеннами и разложенными выносными устройствами.
Броне рама не нужна
Обхожу ощетинившуюся антеннами машину и поочередно открываю тяжелые бронированные двери изолированных отсеков. Первым делом карабкаюсь в проем по левому борту и сажусь на мягкое сиденье с механической продольной регулировкой и пневматической регулировкой по высоте – это место водителя-электромеханика. По меркам бронетехники здесь просторно и удобно!
Обзорность хорошая, приборы и органы управления знакомые. Пожалуй, управлять Листвой сможет любой более-менее опытный водитель, ведь шасси сделано на базе бронеавтомобиля СБК‑60‑К2 и широко унифицировано с трехосным армейским грузовиком КАМАЗ‑53501. Те же двигатель, коробка передач, мосты, детали подвески и рулевого управления, система централизованной подкачки шин, схема полного привода 6×6. Принципиальная разница в том, что у Листвы нет рамы – это машина с капотной компоновкой и несущим кузовом, или, по-армейски, с несущим бронированным цельносварным корпусом. Сдается мне, что его жесткости на кручение позавидует любой гражданский автомобиль.
Броня позволяет защитить экипаж от пуль калибра 12,7 мм со стальным термоупрочненным сердечником. Кроме того, днище выдерживает воздействие взрыва мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, а крыша – подрыв гранаты Ф‑1 на поверхности брони.
Экскурсию по салону продолжаю правым бортом: здесь место командира, который занимает сиденье с мягкими подушкой и спинкой. Под ветровым стеклом на панели полно приборов в массивных металлических корпусах с неубиваемыми разъемами электропроводки. Эй, поколение «некст», полюбуйтесь на электронику в исполнении «военная приемка»! Вызывает уважение, не правда ли? А еще у командира есть розетка и откидной стол с металлической крышкой. Не знаю, к какому классу защиты относится, но штык-ножом точно не пробьешь.
Еще одна дверь с правой стороны машины – вход в царство оператора. Здесь нет окна, везде приборы, даже на потолке. Но не тесно, и посадка-высадка не вызывает проблем, несмотря на то что проникать в машину приходится снизу вверх. Наконец, отсек со стороны кормы – он оборудован двумя сиденьями попроще. Это место дислокации двух саперов с имуществом для поиска мин и их обезвреживания вручную.
Если провести аналогию с гражданской техникой, Листва – машина с полным набором опций. Она оснащена двумя отопителями, кондиционером, индивидуальными светильниками и вентиляторами для всех членов экипажа. Можно жить!
Зажарим микросхемы
Экипаж на месте. Пускаем дизель – поехали!
С этого момента Листва ищет мины в автоматическом режиме. В передней части машины стоит рама, на которой монтируют широкозахватный поисковый модуль из шестнадцати индукционных датчиков, объединенных панелями. Вот поисковая система «унюхала» в земле металл – стоп, Листва автоматически останавливается. На блоке индикации внутри кабины срабатывает сигнализатор датчика, нашедшего взрывоопасный предмет. Разумеется, аппаратура имеет дискриминатор и не реагирует на металлический мусор. После этого Листва подает назад на безопасное расстояние – и в работу вступают СВЧ-установка и параболическая антенна на крыше. Почти микроволновка, только жарим не курочку, а вражьи микросхемы! Мощное излучение выводит из строя электронную радиоаппаратуру дистанционного подрыва мин. Естественно, можно не только нейтрализовать одиночный заряд, но и сделать проход в минно-взрывном заграждении. Однако это только часть талантов Листвы.
Что делать, если мину нельзя обезвредить излучением? Помимо СВЧ-установки на борту есть еще генератор электромагнитных импульсов со своими антеннами. Его излучение вызывает подрыв мин с электронным управлением. Разумеется, это делают с безопасного расстояния. А если взрывать нельзя, скажем, из-за опасности разрушения моста на пути следования? Тут уж придется разминировать вручную – для этого в боевой расчет и входят два сапера. Они же занимаются поиском и обезвреживанием мин с неметаллическим корпусом или нажимным взрывателем.
Листва готова служить как в составе групп обеспечения движения, так и непосредственно в колонне с ракетными комплексами. В первом случае разведка маршрута ведется заблаговременно, во втором – в ходе выдвижения подвижного грунтового ракетного комплекса к стартовой позиции. Машина умеет искать мины на скорости 15 км/ч и выше, что позволяет поддерживать высокий темп движения колонны. Она работоспособна при температуре от –50º до +45º, влажности воздуха до 98% и скорости ветра до 25 м/с.
Три вопроса от гражданских
– Зачем на борту Листвы аж два передатчика радиопомех?
– Один – стационарный, другой – переносной, для саперов из экипажа. При разведке в составе группы разминирования помеха предотвращает непреднамеренный подрыв радиоуправляемых взрывоопасных предметов.
– Говоря о минах, военные часто называют их непонятными словами. Что они значат?
– Всё просто. Аббревиатурой ВОП обозначают взрывоопасные предметы, а МВЗ – минно-взрывные заграждения.
– Слышал, что при обезвреживании противотанковых мин саперы пользуются кошкой (приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами). Зачем?
– Нередко под противотанковой миной заложен «сюрприз» – противопехотная мина нажимного действия. Снимешь с нее груз – рванет. Поэтому большой заряд лучше сдергивать кошкой с безопасного расстояния.
Фото: Георгий Садков и МО РФ