Распродажа «льготников»: какие еще модели поддержало государство
Новые границы
Несмотря на то, что правительство обсуждало замену уже привычных программ поддержки авторынка новыми инструментами, бонусы за утилизацию автохлама и льготные кредиты в 2017 году было решено оставить. Более того, в отличие от остальных стимулирующих мер, условия автокредитования со скидкой от государства в очередной раз были улучшены. Так, ценовой порог для автомобилей, участвующих в госпрограмме, с этого года предлагается повысить на 300 тысяч – до 1 млн 450 тыс. рублей. За всю историю льготного автокредитования это крупнейшее расширение ценового диапазона: даже в прошлом году, когда цены на новые машины росли куда сильнее, «индексация» максимальной стоимости автомобилей была вдвое меньше. Напомним, льготные автокредиты выдаются только на покупку машин российского производства, включая иномарки. Первоначальный взнос по госпрограмме составляет не менее 20% стоимости автомобиля, срок кредита – до трех лет.
По оценкам начальника управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Дениса Алферова, новые условия госпрограммы позволят дополнительно покрыть 10-15% российского рынка новых автомобилей. Кроме того, расширение господдержки имеет накопительный эффект – оживление спроса в 2017 году позволит участникам рынка больше инвестировать в продажи следующих лет.
Категория «льготников»
Действительно, список моделей, доступных по госпрограмме, после повышения ценовой планки значительно шире не станет с учетом роста цен за последний год. Однако теперь заемщики смогут выбрать более богатую комплектацию автомобиля, а не только базовую версию, оснащение которой зачастую привязывалось к проходному для госпрограммы ценнику.
«Сейчас многие модели, такие как Kia Sportage и Skoda Yeti, в рамках госпрограммы доступны только в минимальных комплектациях, а это не всегда интересно покупателям, желающим приобрести автомобиль с автоматом и богатым функционалом. Вместе с тем появляются новые предложения от автопроизводителей, стоимость которых, в основном, превышает установленный на сегодняшний день лимит, например, Toyota Camry, Ford Mondeo и Mazda6 в стартовых комплектациях. Так что расширение ценового диапазона – однозначно позитивное изменение как для клиентов, которым открываются новые возможности, так и для дилеров, которые смогут разнообразить свои предложения и немного диверсифицировать продажи. Но без нотки грусти, думаю, не обойдется: стоимость минимальных комплектаций может вырасти сразу после принятия изменений в госпрограмме», – рассуждает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.
С повышением ценовой планки до 1 млн 450 тыс. рублей в список «льготников» теперь смогут попасть, прежде всего, пользующиеся популярностью компактные и среднеразмерные кроссоверы, отмечает, в свою очередь, начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Денис Алферов. Среди них – Nissan X-Trail, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan первого поколения, новый Ford Kuga. А вот такие бестселлеры сегмента SUV, как Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Hyundai Tucson и новый Volkswagen Tiguan, слегка не вписываются в установленные Минпромторгом рамки. В связи с этим участники рынка не исключают, что ради попадания с госпрограмму автопроизводители могут снизить на них ценники.
Фиксированная скидка
Между тем ассоциация «Российские автомобильные дилеры» ранее обращалась в Минпромторг с предложением повысить ценовой барьер по льготным автокредитам еще больше – до 1,8 млн рублей, однако в результате был выбран средний вариант. Существует мнение, что у такого решения могут быть и сторонники – это те автопроизводители, чей модельный ряд, в основном, укладывается и в 1 млн 450 тысяч рублей: Hyundai, Kia, Renault, Skoda и, разумеется, Lada. Соответственно, дальнейшее расширение ценового диапазона лишь усугубляло бы для них конкуренцию в рамках госпрограммы.
«Государство обеспечивает субсидирование покупки автомобиля именно в массовом сегменте рынка, а модели стоимостью свыше 1,5 млн рублей к нему уже трудно отнести. При этом больший рост максимальной цены приведет к увеличению расходов государства», – комментирует старший вице-президент, директор департамента автобизнеса банка ВТБ24 Алексей Токарев.
Кстати, новая ценовая планка практически совпала со средневзвешенной стоимостью нового автомобиля за 2016 год. По оценке агентства «Автостат», в прошлом году она выросла на 15% и составила примерно 1,4 млн рублей. Показательно, что на ту же величину увеличился и средний размер автокредита – на 14%, до 656,6 тыс. рублей, гласят данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Стоит также отметить, что в обновленной программе льготного автокредитования размер субсидии от государства зафиксирован на уровне 6,7 процентных пункта, тогда как до этого она рассчитывалась в размере 2/3 от ключевой ставки ЦБ РФ. Таким образом, итоговый размер ставки по льготным кредитам теперь будет зависеть от конкретной программы банка – при средней ставке в 16,2% он снизится до 9,5%. По словам Дениса Алферова, для заемщиков это безусловный плюс, поскольку расширение стоимости машин с господдержкой произойдет без снижения размера субсидии.
«Последние два года мы наблюдаем постепенное снижение ключевой ставки, а вместе с ним и размера субсидии. Это привело бы к снижению ценности льготного автокредитования: программа в какой-то момент перестала бы быть стимулом для покупки нового автомобиля. Фиксированный же размер субсидии позволит клиентам и дальше получать льготу по автокредиту: в текущих условиях предложенная субсидия в 6,7% годовых – это поддержка заемщиков в размере около 40-50% базовой ставки банков», – констатирует Алексей Токарев.