Авторынок России: точка возврата
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в 2016 году закрылось около трехсот дилерских центров: количество официальных точек продаж и обслуживания машин сократилось до трех с половиной тысяч. Глава РОАД Олег Мосеев предполагает, что в 2017 году . А ведь каждый дилерский центр – это продажи, рабочие места, налоги.
Наш прошлогодний прогноз (ЗР, 2016, № 3), к счастью, не оправдался: эксперты журнала «За рулем» предполагали, что в 2016 году продажи автомобилей сократятся на 20%. Предсказание Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) о падении менее чем на 5%, напротив, оказалось чересчур оптимистичным. Истина, как всегда, посередине: рынок просел на 11%, россияне купили за год 1,43 млн новых легковушек и легких коммерческих автомобилей. Это означает, что мы были правы в другом прогнозе: объем продаж упал ниже уровня 2009 года (1,47 млн машин), когда мировой финансовый кризис обвалил спрос на 49%.
Русско-корейская битва
Лада уверенно удерживает первое место, а машины под маркой Kia, как и год назад, расходились чуть лучше родственных автомобилей Hyundai. Разрыв между ними немного увеличился, но он по-прежнему незначителен.
Hyundai демонстрирует относительную стабильность: минус 10% в 2015‑м и ровно столько же год спустя. Марка Kia сумела замедлить темпы падения с 16 до 9%.
А вот АВТОВАЗ, похоже, нащупал свое дно: в 2015 году продажи машин Лада просели на 31%, а в 2016‑м – лишь на 1%. Не спешите считать это заслугой нового президента Николя Мора. За время его правления (с весны 2016‑го) не появилось ни одной новой Лады. Новые версии уже существующих моделей не в счет, на спрос они серьезно не влияют. Веста с двигателем 1.8 добралась до дилеров только минувшей осенью, хотя разрабатывалась параллельно с 1,6‑литровой. Причем флагман с мощным мотором доступен пока лишь с роботизированной коробкой передач. Машины с механикой, по последним данным, появятся во второй половине 2017 года. Как бы размеренность, воцарившаяся в Тольятти, снова не привела к отставанию от рынка.
Любопытно посмотреть, как изменилась структура продаж автомобилей трех самых востребованных на рынке марок. У Kia год прошел без эпохальных новинок, потому доля Rio в общем объеме сохранилась: 58,6% в 2016 году против 59,4% в 2015‑м. У АВТОВАЗа появились Веста и XRAY, суммарный выпуск которых превысил 75 тысяч экземпляров. Эта парочка значительно ослабила позиции Гранты, доля которой упала с 44,6 до 32,9%. Схожая картина у Hyundai. Спрос на бестселлер Solaris снизился с 71,9 до 62,2%. Причина – выход на рынок кроссовера Creta: за неполные полгода продаж он привлек почти 22 тысячи покупателей. Блестящий результат!
И еще об Иксрее. Точнее, о верном расчете маркетологов. В начале 2016‑го было объявлено, что план выпуска до конца года составляет скромные 20 тысяч автомобилей. Так и вышло: за неполный год удалось продать 19 943 Иксрея.
Картина мира
Отрыв тройки лидеров от конкурентов серьезный. Идущая четвертой марка Renault отстает от обладателя бронзы почти на 30 тысяч автомобилей. Остальные и вовсе не перешагнули планку в 100 тысяч машин.
Продажи Renault сократились всего на 3%, что гораздо лучше среднерыночного показателя, а в топ‑10 популярных моделей красуются Duster, Logan и Sandero.
Интересный нюанс: в 2014 году Logan продавался почти вдвое активнее, чем Sandero, подтверждая тезис о любви россиян к седанам, – а в 2016‑м спрос на них практически сравнялся. Просели оба, но четырехдверка – сильнее.
Спрос на Duster даже чуть вырос, но бешеный старт Креты заставляет сомневаться, что в нынешнем году «француз» сможет удержать лидерство в классе.
Пришедшая к финишу пятой, Toyota – феномен российского рынка. Все остальные выезжают на бюджетниках, а в гамме Тойоты таковых нет в принципе. Ее лидер – кроссовер RAV4, модель недешевая и прописавшаяся в России совсем недавно, в конце лета 2016 года. Успех «рафика» не смогла повторить даже Camry. Больше 27 тысяч машин в сумме дали Land Cruiser 200 и Prado.
Nissan по структуре продаж несильно отличается от Тойоты. У него в лидерах значатся Qashqai и X‑Trail, а за ними тянутся Almera и Terrano. Успешным год назвать нельзя: падение составило 23%. И это несмотря на то, что локализованных моделей у Ниссана больше, чем у конкурентов, – десять из четырнадцати! – а четыре импортируемые дали в общую копилку бренда всего 2,3% продаж.
У Форда – положительная динамика (+ 10%), но до десятки лидеров он не дотянулся. Focus по-прежнему впереди, причем продажи остаются стабильными. В остальном – разнобой. Вырос спрос на модели Fiesta, EcoSport, Kuga и Transit, снизился – на Mondeo и Explorer.
Некоторые марки зависли в затяжном пике с «минусом», намного превышающим среднерыночный показатель. Например, спрос на Chevrolet упал на 39%. Объяснить это можно тем, что в 2015 году компания активно распродавала складские остатки массовых легковых машин, которые уходили с нашего рынка, а в 2016‑м распродавать было практически нечего. Niva продолжает терять покупателей, а элитные Tahoe, Camaro и Corvette на общий расклад не влияют.
Datsun потерял 41% покупателей. Спрос на хэтчбек mi-DO сократился почти вдвое, на седан on-DO – более чем на треть. Возможно, ситуацию поправит появление долгожданной четырехдверки с автоматической коробкой передач. Маркетологи рассчитывают, что на нее придется до 20% продаж.
В невеселую компанию попала и марка Mitsubishi: минус 53%! Outlander расходился хуже на треть, ушедший с рынка немолодой ASX записал на свой счет несколько тысяч машин (в 2015‑м было продано почти восемь тысяч кроссоверов). Около 50% потеряли старенький Pajero и свежий еще пикап L200. Нашлось свыше пятисот человек, которые выложили без малого три миллиона рублей за новый Pajero Sport.
Ведущие автомобильные рынки мира в 2015–2016 годах
По данным агентства «Автостат»
В аутсайдерах прочно обосновались Honda (– 62%), которая скатилась ниже двух тысяч проданных экземпляров, и Geely (– 61%). Citroen и Peugeot, чьи продажи в 2015 году рухнули на 72–73%, в 2016‑м поправили положение, но хорошего все равно мало: падение на 31 и 36% соответственно.
Ненародная статистика
В премиальном сегменте тоже по-разному переживают кризис. Так, BMW остался при своих, Mercedes-Benz просел наравне с рынком (–11%), продажи Audi упали на 19%, а Lexus на столько же их увеличил и вытеснил Audi из тройки лидеров.
Jaguar взлетел аж на 113% (в декабре – на все 288%)! Секрет успеха – стартовавший в июне кроссовер F‑Pace, который из месяца в месяц расходился в два-три раза лучше, чем седаны XE и XF, вместе взятые. Правда, общий объем продаж Ягуаров по-прежнему скромный – всего 2073 машины.
У премиальных марок на спрос влияют иные факторы, нежели у массовых. К примеру, Hyundai Solaris уходящего поколения и на излете своей карьеры лезет вверх в статистике продаж. А в премиум-сегменте новизна – один из ключевых факторов успеха. В начале 2016 года обновился Mercedes-Benz GLS – и оказался лидером марки в России. Компактный GLC – еще один новичок, и он лишь чуть проиграл старшему брату. Если же приплюсовать «купейную» версию GLC Coupe, то GLC окажется даже популярнее. На победу мог бы претендовать седан Е‑класса, но машина нового поколения, подстегнувшая продажи, появилась слишком поздно.
Схожая картина и у конкурентов. Среди автомобилей марки BMW лучше всего расходятся кроссоверы X5 и X6. Из массовых моделей они самые свежие.
Смена генерации флагманской «семерки» улучшила ее продажи, но на лидерство ни в рядах BMW, ни в своем сегменте она не претендует.
Свежий Audi Q7 мигом вышел в первые ряды, сместив вниз относительно доступные модели, созданные в Ингольштадте. А позапрошлогодний бестселлер марки Lexus – компактный NX – сдался под натиском более молодого (и дорогого) собрата RX.
С надеждой на завтра
АЕБ прогнозирует, что в наступившем году российский рынок вырастет примерно на 4%, до 1,48 млн автомобилей. Достаточно взглянуть на предсказания этой ассоциации, сделанные в последние годы, и станет понятно, что они всегда оказывались более радужными, чем реальный исход.
Эксперты «За рулем» дают более сдержанный прогноз: продажи останутся на уровне 2016 года.
Что касается модельного зачета, то пока нет предпосылок к тому, чтобы Лада вернула себе лидерство. Состарившейся Гранте это уже не по силам (ее может выбить со второй строчки Kia Rio), а за цену Весты многие предпочтут купить иномарку. Новичок Hyundai Creta имеет отличные шансы войти в пятерку лучших. Но очевидно, что среди марок Лада останется безоговорочным лидером.