Нива, Патриот, Крета или Каптюр? Холодные игры 4х4
Вот уже час, как я отдал сломанный в ходе зимнего теста Chevrolet, а от меня всё еще разит паленым сцеплением. Так закончились наши очередные испытания на приспособленность к русской зиме – долгой дорогой из Дмитровского района до Москвы на «галстуке».
Обязательная программа
В прошлом году похожую программу прошли Веста, XRAY и редакционный Datsun mi-DO (ЗР, 2016, № 4). На этот раз подопытными выступили полноприводные машины: две главные новинки прошлого года – Hyundai Creta и Renault Kaptur, в компанию к которым мы взяли модернизированный УАЗ Патриот и вечно молодящуюся и популярную Ниву с крестом Chevrolet. Программа большая, и первым делом мы оставим все автомобили морозиться на ночь, дабы утром оценить динамику прогрева салонов. Параллельно проверим скорость прогрева боковых зеркал, задних и лобовых стекол (электрообогревом лобового стекла оснащены все тестовые автомобили).
Следующее упражнение будет обратным: основательно поездив, мы заглушим двигатели и посмотрим, кто быстрее будет терять тепло.
После статических испытаний перейдем к оценке проходимости в заснеженных полях Подмосковья, благо все автомобили полноприводные.
Покорением снежной целины не ограничимся – не менее важно понять, как автомобили ведут себя на обледенелой дороге и при штурме скользкого подъема. А еще оценим загрязняемость кузова и стекол.
За каждое упражнение начисляем машинам баллы, количество которых соответствует занятому месту. Если в каком-то упражнении между конкретными автомобилями не будет принципиальной разницы, они поделят занятое место. Победит тот, кто наберет меньшее количество очков.
Морозим!
Погода в начале года менялась быстрее, чем настроение у циклотимика. Морозы под минус тридцать уже ко второй неделе января отступили до –10 °C. Не беда, нам куда важнее то, что все автомобили в равных условиях. Накануне вечером мы нанесли на стекла и наружные зеркалá слой воды, которая за ночь превратилась в лед. В каждом автомобиле разместили по три датчика температуры. Интенсивность обдува и температуру выставили на три четверти от максимальных. Направление – в ноги и на стекло. После пуска каждый автомобиль будет работать десять минут, а показания мы станем снимать ежеминутно.
Включаем все обогревы, и тут возникла первая сложность. У Каптюра и Нивы электрообогрев лобового стекла не работает, пока не включишь обдув. С таким экстравагантным решением мы сталкивались на Иксрее. Что толку от дополнительного обогрева, если для разморозки стекла нужно убирать тепло от водителя? Ничего не поделаешь – в Каптюре и Ниве переводим поток воздуха на стекло. При замерах прогрева салона это обязательно аукнется, но раз автомобили не дают право выбора – им же хуже.
Ключ – на старт. Лобовое и заднее стекла у всех машин оттаяли практически одновременно. Интересно, что стекла Каптюра и Нивы «отошли» спустя те же две минуты, хотя у них электричеству помогал еще и обдув. Примерно столько же времени потребовалось на разморозку зеркал. Исключение составил Патриот: на его зеркалах лед остался даже спустя пять минут. Так что в первом упражнении три автомобиля делят первое место, УАЗ – позади.
С очередной модернизацией Патриота отопитель для второго ряда перешел в разряд дополнительного оборудования. По мнению разработчиков, эффективности основной печки должно хватить на большой салон. Честно говоря, я воспринял это утверждение скептически еще во время презентации (ЗР, 2017, № 2). Тогда при легком морозе за бортом задние пассажиры то и дело жаловались на холод.
В нашей машине дополнительный отопитель есть. Но поскольку это опция, мы ее честно проигнорировали. Замеры температуры подтвердили опасения. Если в области головы и в ногах водителя она поднялась на три с лишним градуса (хотя и тут гордиться нечем), то в ногах заднего пассажира воздух прогрелся менее чем на два градуса. Средний же прирост температуры в салоне Патриота за десять минут не превысил трех градусов.
Нива тоже ничего выдающегося не показала. Как уже было сказано, своеобразный алгоритм обогрева стекла вынудил нас направить весь поток воздуха вверх. Поэтому около головы водителя потеплело почти на восемь градусов, а ближе к полу температура поднялась лишь на два градуса. И все же «шнива» оказалась теплее Патриота: за десять минут мы протопили салон почти на четыре градуса.
Не подведет ли схожий алгоритм обогрева стекла Renault Kaptur? В ногах водителя потеплело всего на полтора градуса. Чуть лучше заднему пассажиру: три градуса прибавки. Зато в области головы водителя температура повысилась на рекордные десять градусов. Похоже, в Renault переосмыслили поговорку: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Тем не менее в среднем температура в Каптюре поднялась почти на пять градусов.
Лучше всех выступила Creta. Она не требует перенаправлять воздух для обогрева стекла, а потому салон прогревается равномерно. Меньший объем салона вкупе с эффективным отопителем сделал свое дело: в ногах водителя воздух потеплел на три градуса, у головы – на шесть, в зоне заднего пассажира – на восемь градусов. Итого за десять минут средняя температура в Крете поднялась на шесть градусов. Так что в этой дисциплине побеждает Hyundai. Второе место занимает Renault, третье – Chevrolet. Вне подиума оказался УАЗ. На наш взгляд, не стоило переводить дополнительный отопитель в разряд опций.
К слову, про опции. Еще одним пунктом в наших испытаниях стала оценка дополнительных средств обогрева, и в этом упражнении второй отопитель Патриота вывел его в лидеры. Кроме того, в списке опций УАЗа значатся обогревы лобового стекла, задних сидений и руля, а также однозонный климат-контроль. А еще в ульяновскую машину можно заказать предпусковой обогреватель с таймером. Про «грелки» зеркал и передних сидений не стоит и говорить.
Hyundai Creta также предлагает богатый выбор. Но если сравнивать с УАЗом, у Креты нет предпускового обогревателя, и потому она заняла второе место.
А вот Kaptur вовсе не знает, что такое обогрев руля и задних сидений. Небольшая компенсация – возможность дистанционного пуска двигателя.
Обиднее всего Ниве. У нее появились обогревы сидений и лобового стекла, но климат-контроль отсутствует как класс, нет предпускового обогревателя. Последнее место.
А как насчет сохранения добытого тепла? Алгоритм испытаний прост: после двухчасовой езды оставляем подопытных на улице и спустя двадцать минут смотрим, кто легче других расстается с теплом.
Хотя модернизация дала Патриоту дополнительные дверные уплотнители, его салон охлаждается быстрее всех: за двадцать минут остыл на четыре градуса. Вероятно, часть тепла улетучивается через щели в пятой двери, которая по-прежнему не обеспечивает герметичность. Нива выступила немного лучше – падение температуры составило чуть больше трех градусов. В Каптюре стало холоднее на два с половиной градуса. А Creta снова впереди всех: в течение двадцати минут она бережнее других хранила тепло – температура упала лишь на полтора градуса.
Динамика прогрева салонов автомобилей после ночной стоянки
«ТЕПЛЫЕ» ОПЦИИ
CHEVROLET NIVA
HYUNDAI CRETA
RENAULT KAPTUR
УАЗ ПАТРИОТ
Обогрев зеркал
+
+
+
+
Обогрев форсунок омывателя
-
+
+
+
Обогрев ветрового стекла
+
+
+
+
Обогрев передних сидений
+
+
+
+
Обогрев задних сидений
-
+
-
+
Обогрев руля
-
+
-
+
Климат-контроль
-
+
+
+
Предпусковой обогреватель
-
-
-
+
Дистанционный пуск
-
-
+
-
Отопитель для заднего ряда
-
-
-
+
Стоимость тестового автомобиля, руб.
670 000
1 299 900
1 129 970
1 100 000
Грязные танцы
Для ездовых экспериментов мы нашли отличную ровную снежную подмосковную дорогу, покрытую корочкой льда. То, что доктор прописал! Первой отправляется Нива. На скользком покрытии она неплоха – постоянный полный привод вселяет уверенность, а бóльшая, нежели у классической Лады 4×4, колесная база добавляет стабильности. И всё же «шнива» нет-нет да и срывается с траектории. Поймать ее можно, но реакции на руль не самые острые. Ситуацию подправит заблокированный межосевой дифференциал, но постоянно так ездить неудобно. Парковаться и маневрировать с заблокированным «центром» проблематично.
Дороги не всегда имеют ровный горизонт – неплохо бы и на подъем забраться. Мы нашли нужный – с уклоном примерно 20%, скользкий, с колеей. Нива без проблем забралась на него как ходом, так и с остановкой посередине. А вот Патриот на скользкой дороге нервничает. Полный привод у него непостоянный – на ровных дорогах и высокой скорости он заднеприводный. Поэтому автомобиль без предупреждения срывается в занос, а отловить его проблематично – руль длинный, обратная связь плохая.
Кто-то скажет: чего вы, мол, хотели от рамного вседорожника? Но азартной управляемости мы и не требуем – достаточно стабильности. Электронные помощники спасают лишь отчасти: занос гасят, но их постоянная работа вскоре утомляет. В заднеприводном варианте УАЗ не справился с подъемом – не смог даже тронуться в гору. Но стоило подключить передний мост, как Патриот легко взял высоту. Попутно мы опробовали и ассистент подъема в гору, удерживающий автомобиль на склоне в течение двух секунд после отпускания педали тормоза. Работает, удобно!
На фоне «шнивы», не говоря уже про УАЗ, Kaptur – воплощение азарта. Пусть он тоже не блещет кристальной чистотой обратной связи, но на скользкой дороге понятен и неплох. Легкая склонность к сносу передней оси быстро пресекается электроникой. С подъемом Renault справился хотя и чуть тяжелее, чем Нива, – задние колеса подключались после заметной пробуксовки передних.