Чего лишились современные автомобили?
Сегодня трудно представить себе телевизор в виде ящика массой 60 кило – с барабанным переключателем каналов, вращающимися регуляторами на передней (а то и на задней!) панели и единственным гнездом для подключения наушников где-то на задней стенке. Между тем полвека назад все это было в порядке вещей – вспомните хотя бы «Рубин-714» эпохи семидесятых. Сегодня же канули в Лету и полированные деревянные корпуса, и ламповый кинескоп – а органы управления дружно переехали в ИК-пульт.
А чего лишились буквально на наших глазах автомобили? И какие элементы готовы исчезнуть хоть завтра? Давайте вспоминать…
Материалы по теме Выразительный взгляд: знакомимся с нюансами полировки фар
Стекла фар
Треснуло стекло у фары…
Так говорят до сих пор. Хотя на самом деле колпаки фар давно стали делать из специальной пластмассы – поликарбоната. Материал легкий, прочный, но не очень любит ультрафиолетовые лучи. «Левые» лампы накаливания без ультрафиолетовых фильтров быстро делают колпаки непрозрачными. Твердость такого материала все-таки ниже, чем у стекла, и поэтому колпаки фар мутнеют со временем, и тем быстрее, чем чаще вы протираете поверхность сухой тряпкой. Последняя ВАЗовская машина со стеклянными фарами – легендарная Lada 4х4.
Как отличить стекло от поликарбоната? Да запросто. Поликарбонатные «стекла» практически всегда лишены какого-либо рисунка, они не несут функций формирования пучка света, не являются рассеивателем.
Спальные места
Помните, за что любили Волгу ГАЗ-21? В длинном списке была полноценная кровать, которая получалась при раскладывании сидений в спальное место. Да и другие автомобили позволяли организовать вполне сносное лежбище. У автомобилей Волжского автозавода последними автомобилями среди классики, пригодными для ночлега, были ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. «Семерка» с ее высокими спинками выспаться уже не позволяла. У Москвичей последней моделью с полностью опускающимися спинками передних сидений была 2140. Сейчас полноценная тахта получается или в больших минивэнах, или в автомобилях с кузовом универсал, но без использования передних сидений.
Телескопическая антенна
Помните, как при включении радиоприемника антенна эффектно выползала сама из крыла иномарок, появившихся в России в начале девяностых? Хотя выдвижные телескопические антенны были и на отечественных автомобилях. И на Волгах, Москвичах и Жигулях. Да, собственно, другого способа наладить связь с эфиром тогда и не было. В восьмидесятых стали появляться активные антенны, крепящиеся к зеркалу заднего вида, и это стало началом конца «телескопов». А у «японок» антенна чаще всего выглядела как тонкая сталистая проволока, выползающая из стойки стекла. Потом мир захлестнули штыревые антенны, которые снимались только при заезде в автоматическую мойку. Сейчас антенны стали «невыступающими» – вмонтированными либо в стекло, либо в «плавничок» на крыше.
Кассетные автомагнитолы
Музыка не из эфира, не из радиоприемника, а та, которую можно слушать, взяв в дорогу с собой, стала возможной только после появления компакт-кассеты. До этого были варианты с подобием граммофонной пластинки, но они применялись крайне редко. А компакт-кассета, верно прослужив не одному поколению автолюбителей, стала стремительно сдавать позиции на рубеже веков, пока не превратилась в раритет.
Кривой стартер
Термин, уже незнакомый целому поколению автомобилистов.
А ведь это устройство, представляющее собой коленчатую рукоятку для пуска двигателя автомобиля вручную, применялось на ВАЗах эпохи до 2105, Москвичах, вплоть до модели 2140, Волгах до появления шестнадцатиклапанного двигателя.
Более ранние модели и подавно многие не помнят.
Трамблер
Устройство, по науке называемое прерыватель-распределитель зажигания.
В довпрысковую эпоху решал задачу образования всплеска тока, достаточного для пробоя искрового промежутка на свече зажигания. Всплеск этот должен был происходить в нужный момент в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель, а также коммутироваться на нужный цилиндр.
Этот узел в докомпьютерные времена использовал один раз и навсегда заложенный алгоритм работы, который реализовывался с помощью центробежного регулятора и вакуумного корректора.
Ветровички
Многие молодые водители, приклеивая на рамки дверей дефлекторы, уже и не помнят, что устройства аналогичного назначения использовались автопроизводителями еще с тех пор, как автомобиль обзавелся полностью закрытым кузовом. Поворотные «треугольнички» легко управляли воздухопотоками, организуя круговой поток воздуха по всей кабине. Однако голое стекло оказалось куда технологичнее, да и герметичнее…
Карбюратор
Устройство для приготовления горючей смеси из бензина и воздуха.
Применявшееся со времен первых автомобилей к началу нового тысячелетия, оно не исчерпало своих возможностей по обеспечению должной мощности и приемистости двигателя, но категорически не могло конкурировать с системами впрыска топлива по токсичности отработавших газов.
И все?
Да нет, конечно же. На наших глазах лампы накаливания сдают позиции светодиодам, ключи и замки зажигания заменяются бесконтактными слотами, ручной механический тормоз окончательно превращается в электромеханический, управляемый кнопкой – к огорчению дрифтеров. Зеркало заменяется видеокамерой, CD-проигрыватель стыдливо исчезает как класс, да и mp3-плеер с флешкой тоже может исчезнуть благодаря смартфонам, подключаемым к бортовой системе, облачным технологиям и доступу в Сеть.
Ручные стеклоподъемники явно доживают последние деньки, то же относится к коробкам передач с ручным переключением. Запасное колесо уходит в историю – вместо него появляются докатки и ремкомплекты. Механические кнопочки и переключатели уступают место всевозможным тачскринам, а то и вовсе голосовому управлению или управлению жестами. Комбинации приборов с механическими стрелочками заменяется на head-up дисплеи. А еще можно вспомнить колпаки колес, визуальную проверку уровня жидкостей и многое другое.
Всех, кто хочет пополнить наш список – милости просим! Кстати, если ё-мобили все-таки придут, то быстренько исчезнут глушители, коробки передач, привычные АЗС...
Интересно, долго ли продержатся колеса?