Десять секретов кинотрюков: внимание, мотор!
Кино недаром называют искусством иллюзий, а Голливуд – фабрикой грез. Чтобы сделать невероятное зрелище и заставить сидящих в зале поверить в происходящее на экране, киношникам приходится придумывать и применять разнообразные ухищрения. Раскрою несколько таких фокусов. Кстати, Копперфильд летает, как в кино — то есть на тоненьких тросах. Это для разминки.
Съемка фильма "Форсаж"
Одна из самых занятных сцен шестого «Форсажа» — когда герой Тайриза Гибсона удирает от танка (да-да!) и прыгает с одной машины на другую. Так это выглядело на экране.Съемка фильма "Форсаж"
Та же сцена глазами членов съемочной группы «Форсажа». На одной картинке — целый набор киноуловок.Съемка фильма "Форсаж"
И тот же кадр с нижней точки. Здесь отчетливо виден страховочный трос, который после сотрут на компьютере.Секрет №1. Ускоренная съемка
Так этот прием называется в быту, хотя не совсем верно: съемка идет с обычной скоростью, и лишь потом картинку ускоряют. А ускоренная съемка, то есть с частотой кадров от 32 до 200 в секунду, делается не для того, чтобы увеличить скорость происходящего на экране, а, напротив, чтобы замедлить, дать зрителю разглядеть детали в особо динамичных сценах. При этом иногда используется остановка (заморозка) кадра и облет камерой – то есть движение камеры вокруг объекта. К сожалению, иногда авторы современных фильмов злоупотребляют ускорениями-замедлениями картинки.
Секрет №2. Хромакей
Комбинированные съемки, с подложным фоном, киношники используют издавна – хотя иногда результат смотрелся смешно. Но когда появилась компьютерная графика, возможности стали просто безграничными. Впрочем, есть минус: теперь кино совсем уж оторвано от реальности. Если после первого «Форсажа» мы обсуждали, с чего вдруг у Эклипса Пола Уокера вылетел пол во время первой гонки, то теперь и сами машины в саге летают чуть ли не чаще, чем ездят.
Немного съемок с «кухни» седьмого «Форсажа»:
Если в кадре не обойтись без живых актеров, а нужен задник, который невозможно снять в реальности, в качестве фона применяют так называемый хромакей – большой экран одного цвета. Чаще всего зеленый или светло-синий. Почему именно эти цвета? Они контрастируют с кожей. И в одежде героев, которые снимаются в таких сценах, этих цветов не бывает – обратите внимание. Все зеленые пятна на компьютере заменяют желаемой картинкой, подгоняют по освещению, и если все сделано тщательно, «подделка» выглядит абсолютно реалистично.
В 2013-м на экраны вышел «Великий Гэтсби» с Ди Каприо – рисованный чуть более или менее, чем наполовину:
Секрет №3. Трехмерное моделирование
Да, современные фильмы чуть ли не на ¾ рисуются на компьютерах. И такое производство в разы проще, дешевле, быстрее и безопаснее, чем съемка реальных трюков. Чтобы машины в рисованных сценах выглядели максимально реалистично, киношники широко применяют 3D-моделирование – то есть делают трехмерную виртуальную модель объекта. Затем полученное текстурируют (имитируют разные материалы), анимируют (приводят в движение) и делают рендеринг (то есть записывают фрагмент). А производство фильмов, снятых на цифровые камеры, и так сплошь компьютеризированное. Вставить или убрать фрагмент не составляет никакого труда. Как говорит Мартин Иванов, голливудский каскадер и постановщик кинотрюков, профессия каскадера постепенно исчезает — ее заменяет компьютерная графика. Хотя в тех же «Форсажах» реальных трюков пока значительно больше.
Секрет №4. Вертолеты и краны
Время, когда зритель довольствовался картинами, снятыми статично закрепленными камерами, прошло еще в первой половине ХХ века. Чтобы картинка была максимально динамичной, в фильмах с погонями часто применяют вертолеты. Так как профессиональные камеры, даже цифровые, довольно массивные, реже при съемках полнометражных фильмов используют коптеры. Это больше инструмент телевизионщиков.
Очень много сцен, снятых с вертолета, в фильме Need ForSpeed («Жажда скорости») 2014 года:
Но самый популярный инструмент для создания динамичной картинки – операторский кран. В качестве шасси для него берется автомобиль, обычно высокого класса, просторный, с высокой плавностью хода, и в то же время скоростной. На крыше крепится платформа с телескопическим манипулятором и гироскопической «головой», на которой закреплена камера. Оператор управляет краном из машины, дистанционно. Все вместе коротко называется камеракаром. Он позволяет снять, например, облет камерой машины главного героя в движении. В принципе подобный кран можно закрепить и на самой снимаемой машине.
Сцен, снятых с помощью операторского крана, полно во всех фильмах. Попробуйте найти такие в восьмом «Форсаже», который выйдет в российский прокат 13 апреля:
Секрет №5. Платформа
Играть сложную роль и при этом безупречно управлять автомобилем? Да кто вообще справится с такой задачей? Немудрено, что автомобили с актерами внутри чаще возят на платформе за тягачом, на котором находится съемочная бригада. Чтобы водитель мог вращать руль, автомобиль вывешивают со снятыми колесами и надежно крепят. А на капот можно пристроить суфлер — ноутбук с текстом роли: будет меньше бракованных дублей.
И вот что получилось в итоге:
Секрет №6. Дублеры
Некоторые актеры неплохо управляют автомобилем, однако головокружительные трюки чаще доверяют все-таки профессионалам. Кроме того, что они лучше владеют техникой, меньше риск, что актер получит травму и затормозит съемочный процесс. Естественно, на общих планах дублера как минимум оденут так же, как героя, на средних – загримируют под него или даже наденут маску. Кто там за рулем в мечущейся по экрану машине, все равно толком не разберешь. Кстати, на съемках «Неудержимых-3» Джейсон Стейтем едва не утопил своего дублера Мартина Иванова, упав на грузовике с причала. И свалил все на неисправные тормоза. Хотя Джейсон считается мастером экстремального вождения.