Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Путешествуем ночью: несколько простых советов

Близится лето, а с ним – сезон отпусков и дальних поездок. Не будет лишним напомнить основные правила ночного вождения. Для тех, кто собирается в «дальнобой» впервые, советы обязательны к прочтению.
Полная версия
Если сонливость настигла вас в пути, лучше остановиться и вздремнуть. Других эффективных способов прогнать опасное состояние нет.
в светлое время суток безопаснее, чем в темноте. Несмотря на более загруженные дороги, большинство потенциальных опасностей видно издалека. Но и у ночи есть свои преимущества: львиная доля медленных фур отправляется на ночлег, снижается количество обгонов, можно сэкономить день в дороге. Совокупность этих факторов так и подбивает ехать быстрее, и вот тут таится главная ошибка. В темноте зона видимости меньше, чем требуется на реакцию и торможение. Значит, любая помеха или нештатная ситуация, безопасная днем, в темноте чревата аварией. Помнят об этом, наверное, все, принимают к сведению – единицы.
Хорошие лампы и оптика вносят серьезный вклад в безопасность на ночной неосвещенной дороге.
Не скупитесь на запасные лампы, как минимум для головного света. Если галогенку с цоколем Н4 вы без проблем найдете на любой заправке и в первом же магазине запчастей, то лампу иной конструкции – вряд ли. Придется мириться со «слепотой», а в некоторых случаях все равно лезть под капот: ПДД требуют, чтобы левая, ближняя к встречной полосе фара всегда была исправна. Поэтому при ее отказе придется переставлять лампу с правой стороны. Проверьте перед поездкой задние габаритные огни. На пожилых машинах накопившаяся за годы жизни грязь в фонарях изрядно снижает яркость свечения. Помыть их – не бесполезное занятие, а вклад в безопасность.
С омывателем фар на грязных российских дорогах, конечно, лучше, чем без него, но абсолютную чистоту он не обеспечит. Особенно на галогеновой оптике: из-за высокой температуры грязь на ней моментально засыхает и до конца не смывается даже струей под давлением. При холодном ксеноне «брызгалки» помогают лучше, но пользоваться ими для достижения эффекта нужно часто.
Лучшая подготовка к дальней ночной дороге — несколько часов в удобной постели. Если вы этого себе позволить не можете, то увеличиваете шансы утратить бдительность в дороге.
Контролировать состояние водителя помогают различные гаджеты. Примитивный «антисон» крепится на ухо, реагирует на наклон головы вперед, типичный признак засыпания, и будит звуковым сигналом. Купить его можно всего за 300-400 рублей. Более продвинутое устройство (на фото) сделано в виде перстня и надевается на палец. Оно контролирует состояние человека по изменению проводимости кожи, а об опасности сигнализирует звуком и вибрацией. Технология продвинутая, отсюда и цена — под 10 000 рублей!
Если вариант с остановкой вам по каким-то причинам не подходит, выбирайте один из следующих. Только помните, что все это полумеры с достаточно слабым эффектом, а управление машиной в сонном состоянии подвергает опасности вас и окружающих. 
  • Периодически приоткрывайте окно, запуская в салон свежий воздух. Метод особенно действенен зимой, но и летом дополнительный шум поможет взбодриться. Правда, во втором случае есть риск, что зной перебьет свежесть от кондиционера, и тогда эффект окажется прямо противоположным. 
  • Засыпающего водителя на время спасет работа челюстями: грызите шоколад, орешки, чипсы, выпейте прохладной воды. 
  • Классические способы борьбы со сном – кофе и энергетики. На большинство людей они оказывают то влияние, какое и должны, однако некоторым не помогают или даже ухудшают самочувствие. К примеру, если к сонливости добавится еще и головная боль, то безопасность это явно не повысит. 
  • Наконец, не забывайте о самых простых «раздражителях» — энергичной музыке, разговоре с пассажиром, легкой зарядке на обочине, умывании
  • Еще один, дедовский способ, предлагает положить под язык дольку лимона.
Если человек или объект на ночной дороге не имеет светоотражателей, да еще и темного цвета, то даже в при самых продвинутых фарах вы увидите его за 100-120 метров. Плюс время на распознавание и перенос ноги на педаль тормоза, — и на остановку остается совсем немного метров.
Продвинутый матричный свет позволяет практически забыть о работе левым подрулевым рычажком. Он сам подстроится под текущую ситуацию и постарается никого не ослепить. Однако система небезупречна. Как и в случае с нынешними комплексами автономного управления: это не полностью самостоятельная система, а всего лишь очень умелый помощник. Оставлять его совсем без присмотра нельзя.
Сейчас все чаще можно встретить в списке опций систему автоматического управления дальним светом. Камера на ветровом стекле оценивает ситуацию на дороге и отдает команды электронике на смену режима в зависимости от наличия источников света впереди. В нашем прошлогоднем
 мы оценивали эту функцию. Работает она неидеально. Претензия есть к программной части: не на всех моделях она быстро реагирует на появившиеся впереди фары, а красные габариты попутчиков иногда не видит даже в десяти метрах перед собой. Кроме того, есть ситуации, которые автоматика не в силах распознать корректно. Например, яркий одинокий фонарь на доме у дороги заставит машину выключить дальний свет, хотя сам водитель отлично понимает, что необходимости в этом нет. Напротив, полная иллюминация не выключится, пока камера не увидит источник света. Поэтому умный автомобиль слепит водителей фур: их рабочее место показывается из-за пригорка намного раньше, чем фары их грузовика. Так что если вам посчастливилось быть обладателем столь продвинутой техники, не спешите доверять ей целиком и полностью.
Система ночного видения на основе тепловизора отлично помогает видеть невидимое в темноте. Увы, это экзотика даже на премиальных моделях. Производители делают акцент на других ассистентах активной безопасности.

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
17.04.2017
Поделиться: