Гран-при «За рулем»: лучшие автомобили года
Главная задача нашего конкурса – понять, как огромная читательская аудитория «За рулем» относится к множеству разных марок и моделей, пришедших на протяжении 2016 года покорять российский рынок. Определить предпочтения и симпатии россиян. И в какой-то мере даже сделать подсказки ведущим компаниям мира.
«Множество» – вполне уместное слово, поскольку в прошлом году, признанном всеми экономистами рыночным «дном», в России представили аж 53 новые модели. Не обновленные – новые! А данные, полученные в ходе опроса, – это голоса читателей, составляющих народное жюри.
По давней традиции мы предлагали оценить новинки по трем основным критериям: техническому совершенству, дизайну и практичности. Победителем в каждом из одиннадцати классов признается машина, получившая наибольшее количество голосов. Подсчет голосов вело известное во всем мире независимое консалтинговое агентство GfK.
Одну традицию мы в этом году нарушили, отказавшись от бумажных анкет в пользу электронных. Из-за нестабильно работающей почты тысячи писем банально опаздывали на процедуру подсчета голосов. Теперь учтены все!
Другую традицию мы с удовольствием поддержали: трое счастливчиков из числа проголосовавших получат по автомобилю Лада Гранта в комплектации Drive Active. В ближайшие дни состоится розыгрыш, и имена победителей будут опубликованы на нашем интернет-портале.
А теперь назовем лучших из лучших – победителей Гран-при «За рулем» – 2017, которых определили своими голосами вы, уважаемые читатели.
СУПЕРМИНИ
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Bajaj Qute
1848
1243
8422
11 513
Renault Twizy
9050
9655
2476
21 181
Нелегко найти пару автомобилей, столь же разных по идеологии и сути. Но так вот получилось: аскет-ортодокс и электрическая очаровашка повстречались на российском рынке. Хотя есть и общие черты – например, бардачок, запирающийся ключом. Колес тоже равное количество.
Итоги опроса в этом зачете были во многом предсказуемы. Продукт индийского автопрома, незатейливый в инженерном смысле и скудно оснащенный, блестяще выступил в разделе «Практичность», но в остальных дисциплинах потерпел ожидаемое поражение.
Дизайн хэтчбека по имени Bajaj Qute отнюдь не примитивный, а функциональный, но передовым его никак не назовешь. Renault Twizy, напротив, напирает на оригинальность и изысканность оформления. Конечно, они не конкуренты и предназначены для совершенно разных аудиторий и задач. Но если рассматривать в чистом виде умозрительные предпочтения россиян, то они вполне ясны – очаровашка побеждает.
МАЛЫЙ КЛАСС
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Лада XRAY
2035
5481
6126
13 642
Mini Clubman
7725
4423
1256
13 404
Ravon R2
265
526
539
1330
Ravon Nexia R3
358
196
1220
1774
Ravon R4
515
272
1757
2544
Захватывающий поединок двух явных лидеров – и отчасти сенсационные результаты. Ну а как еще назовешь то, что наши читатели оценили усилия дизайнеров АВТОВАЗа выше, чем достижения их коллег из BMW?! Вот честно, это большая неожиданность. Определенно сыграло свою роль то, что XRAY выступал на «своем поле» при поддержке болельщиков. А в итоге подвела оценка его практических качеств, тогда как по технике он чемпион в своем классе, причем с гигантским отрывом.
Что касается трех моделей новой узбекской марки, то ей не удалось обмануть бдительность участников нашего опроса. Большинство прекрасно осведомлено, что за новыми названиями кроются давно известные модели. Хотя им и добавили некоторой свежести, но принципиальной новизны и «передовитости» в конструкцию не внедрили.
КОМПАКТНЫЙ КЛАСС
СРЕДНИЙ И БИЗНЕС-КЛАСС
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Audi A5
1943
2109
718
4770
Jaguar XF
616
1741
301
2658
Kia Optima
435
773
5830
7038
Mercedes-Benz С-класса Coupe/Cabriolet
787
1491
196
2474
Mercedes-Benz E-класса
3161
1067
1313
5541
Volvo S90
3956
3717
2540
10 213
Мы предвкушали, что в этом зачете будет настоящая битва – за каждое очко и до последней минуты. Какие яркие соперники! Тем сильнее впечатляет столь однозначное лидерство Volvo S90 – при ровных результатах во всех номинациях.
Рискнем предположить, что в понятие «практичность» участники опроса среди прочего чисто психологически включают соотношение цены и качества. Ведь Kia Optima не настолько практичнее Мерседеса и Audi, насколько те воспринимаются более премиальными. Все они – седаны с сопоставимыми размерами, оснащением и характеристиками. Но именно практичность вывела Оптиму на итоговое второе место.
Что касается двухдверного С‑класса в версиях Coupe и Cabriolet, он просто оказался не в очень подходящей компании. Россияне никогда не были склонны считать купе и кабриолеты машинами, равными по статусу седанам. Климат не тот. Но Mercedes по нашей классификации должен находиться именно здесь – это не спорткар, а лишь двухдверная версия С-класса.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Genesis G90
1430
1920
7486
10 836
Mercedes-Benz S-класса Cabriolet
2951
4561
1051
8563
Porsche Panamera
6517
4417
2361
13 295
Главная интрига – появление принципиально нового игрока в этом зачете. Что думают о корейском бренде наши читатели, как он проявит себя в окружении фактически культовых марок с многолетними традициями?
Баллы распределились красиво: Panamera ушла далеко вперед в плане техники, за S‑классом остался лучший дизайн, Genesis G90 безоговорочно назвали самым практичным.
Это обстоятельство позволило корейскому новичку опередить по сумме баллов ни много ни мало Mercedes-Benz – изрядная неожиданность! И это еще один пример того, что менее дорогая модель получает огромный перевес именно в оценке практичности. Думается, это естественная реакция аудитории на царящий в стране кризис. Даже в представительском классе, наиболее стойком к потрясениям экономики, срабатывает фактор потенциальной выгодности приобретения.
СПОРТИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Audi TT RS
2518
1435
2764
6717
BMW M2
2560
1700
4075
8335
Chevrolet Camaro
1107
4587
2409
8103
Jaguar F-Type SVR
1688
1371
946
4005
Porsche 718 Boxster/Cayman
3025
1805
704
5534
Один из немногих зачетов, где практичность вроде бы решающей роли не играет. Не должна играть! Ведь спорткары покупают не ради большого багажника, а для получения ярких эмоций. Оценки в графе «Дизайн» это подтверждают: единственный «американец» Chevrolet Camaro положил на лопатки европейских соперников. И хотя его техническая составляющая расценена как самая слабая, в сумме всё равно очень высокий балл! Красота – страшная сила.
В номинации «Техника» читатели довольно точно расставили акценты, оценив, «кто есть кто» в чисто ездовом отношении. Лидерство Porsche – абсолютно закономерное. Но решающим аргументом в споре за общую победу опять-таки оказалась практичность. BMW M2 – практичный? По-видимому, так и есть, если рассматривать каждую модель не только как машину для трек-дней, но и в ракурсе повседневной эксплуатации. Разброс оценок спорткара Porsche 718 Boxster/Cayman не оставляет сомнений: наши читатели с трудом могут представить, как на такой машине можно ежедневно ездить на работу и отвозить ребятню в детсад.
КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ
Техника
Дизайн
Практичность
Сумма баллов
Haval H2
618
500
660
1778
Hyundai Creta
6997
3141
6572
16 710
Renault Kaptur
2444
6213
3064
11 721
SsangYong Tivoli
839
1044
602
2485
Две самые ожидаемые новинки от лидеров российского рынка вполне логично затмили остальных конкурентов, ощутимо уступающих лидерам и в количестве дилерских центров, и в интересе со стороны потенциальных покупателей. Hyundai Creta и Renault Kaptur были фаворитами изначально, если принять во внимание объемы уже состоявшихся продаж. Но как именно пойдет борьба между ними, вряд ли кто взялся бы предположить.
И вот итог. Яркий и броский Kaptur произвел сильное впечатление на читателей. Однако техническую вторичность ему не простили, памятуя о том, что машина во многом схожа с родственным Дастером. Внушительный перевес Креты по части практичности объяснить сложнее – скорее всего, сыграли свою роль отдельные преимущества в оснащении и комплектации. Creta в целом побогаче и выглядит как машина без слабых мест, хотя и уступает Каптюру, например, в геометрической проходимости.