От набившего оскомину штампа «как в танке» отделаться непросто. Конечно, управлять танком Т‑34 (наверное, это был самый необычный тест в моей жизни) куда сложнее. В броневике хотя бы автомобильный руль и знакомые педали, да и реакции его куда понятнее. Но постоянно свербит мысль: на БА‑64Б не просто ездили – воевали!
БА‑64Б Под Смоленском (около 300 км от Москвы) идет кровопролитное сражение, в Ленинграде в результате бомбардировки сгорели продовольственные Бадаевские склады. Впереди страшная осень 1941‑го, октябрьская московская паника, декабрьское контрнаступление под Москвой и первая блокадная, самая страшная ленинградская зима…
Инструкция предписывала заводить машину электростартером лишь в боевых условиях, дабы сберечь и его, и шестивольтовый аккумулятор. В спокойной обстановке пользовались до боли знакомой рукояткой. В самом начале марта образец БА‑64 показали в Кремле, а в середине месяца уже приняли на вооружение. Вскоре первые броневики пошли в войска. Их использовали в качестве командирских, для разведки и связи. Завод, загруженный работой, постоянно не выполнял производственный план. В 1942 году сделали всего 2549 бронеавтомобилей – ничтожно мало по сравнению с потребностями армии. Примерно треть машин оснащали рациями, часть – пулестойкими шинами ГК (так называемыми гусматиками), на которых максимальная скорость составляла 40 км/ч. Но это было отнюдь не главной проблемой.
Двигателю в бронированном моторном отсеке душно. Перегрев – одна из проблем БА‑64. Машина разгоняется на удивление резво. Естественно, с поправкой на массу и невеликую мощность двигателя. Привод тормозов механический, но, как и у большинства автомобилей того времени, потери в трансмиссии такие, что стоит отпустить педаль газа – и автомобиль замедляется сам.
БА‑64 не досталось славы легендарных машин Великой Отечественной. Восемь с небольшим тысяч броневиков – капля в море десятков тысяч танков и самоходок. Подпишитесь на «За рулем» в