Ралли олдтаймеров глазами штурмана: молниеносное привыкание
Тульская «Автострада» демократична. Любителям олд- и янгтаймеров предназначена историческая часть экспозиции, размещающаяся в стенах кремля. Тюнерам отдают площадь перед зданием администрации области. Участие в фестивале бесплатное. И все довольны – редкость для таких мероприятий. Несмотря на большое количество участников и огромное число посетителей (как туляков, так и иногородних), там как-то уютно, по-домашнему. А уровень фестиваля растет: приезжает все больше редких машин. Среди тюнеров в этом году выбирали топ-32, и достойных кандидатур оказалось на удивление много.
Впервые «Автострада» была двухдневной. Сжалилась даже беспощадная в этом году погода – было солнечно и в воскресенье, 11 июня, в день фестиваля, и в понедельник, 12-го, во время ралли. Небеса разверзлись, как мы уже привыкли, только во время награждения победителей.
А днем ранее награждали малышей, победивших в гонке педальных машинок. Несмотря на небольшой возраст участников, от 4 лет, все было обставлено вполне серьезно, по-взрослому, с дипломами, призами, кубками. Больше того, у «педалек» есть свой чемпионат, кубок Sternauto, и в Туле прошла только середина спортивной серии.
На взрослом, открытом Кубке Тульской области по ретроралли установили зачеты «Ветеран» (для экипажей на машинах, выпущенных до конца 1946 года), Oldtimer (с начала 1947 до конца 1969-го) и Youngtimer (с начала 1970-го до конца 1986-го). Участие одного экипажа из двух человек стоит 10,5 тысячи рублей. С пассажиров берут по тысяче. Условие – ехать от старта до финиша в одном составе.
Мы с моим другом и коллегой Олегом Алексеевым едем на Москвиче-2140 1979 года. Соответственно, в янгтаймерах. Он – пилотом, я – штурманом. А ведь сначала договаривались, что я проеду пассажиром, сделаю фоторепортаж о работе экипажа. Все равно буду в Туле, на даче. Но планы стремительно изменились — и вот мы уже клеим на машину стартовые номера и логотипы спонсоров (среди информационных — «За рулем»), регистрируемся в судейской палатке, проходим техинспекцию, получаем роудбук, контрольную карту. Стартуем! Уже? Уже! Пошел отсчет метров и времени.
«Косячить» стали сразу же после старта: не туда повернули, затем доверились гаишникам, стоявшим в перекрытии, они отправили нас по ложному пути… А дальше наши (больше мои) ошибки росли как снежный ком, постоянно увеличивая отставание от идеального времени. Напомню, что смысл ретроралли состоит в точном прохождении пунктов контроля времени (КВ). Мы не прошли в установленные для нас минуты ни один, кроме первого. Когда стало понятно, что никуда не успеваем, концепция изменилась: решили, раз уж так вышло, хотя бы попробовать пройти весь маршрут полностью. Но и тут не срослось – один КВ мы так и не нашли. До сих пор не понимаю, как и почему. Итог – штраф в 900 секунд, четверть часа. И слишком раннее прибытие на КВ тоже пенализируется: нужно отстаиваться.
Перед стартом и Олег, и другие «раллисты» пугали меня «рыбьими костями» — нарисованными в роудбуке то ли селедочными хребтами, то ли елками-палками, призванными обозначать дороги разных типов и направление движения. Проблема в логике прохождения. Видишь линию справа – нужно поворачивать налево, и наоборот. А на маршруте две «кости» подряд! «Спасибо» за это Евгению Сороке — секретарю Кубка РАФ по ретроралли и главному судье гонки, составлявшему легенду. Первой «костью» мы подавились, проплутав по тульским переулкам полчаса, хотя должны были уложиться в считаные минуты. Правда, вторую проскочили влет. Она шла поперек первой – мы там уже каждый камушек знали.
Говорят, к фирменному стилю Евгения относятся и «слепые» позиции – когда не прописывается расстояние между ориентирами, приходится гадать, сколько ехать. Например, по времени, вычисляемому от идеального, – его нужно держать в уме постоянно. Впрочем, если бы и прописывалось, мне бы это не помогло – не успевал сверять дистанцию.
Его же, Сороки, почерк — позиции-двойники, одинаковые в схематичном изображении перекрестки, отличающиеся, например, одним из множества знаков. Или, может быть, немного другим направление движения… Смотри во все глаза и соображай скорее, куда ехать. «Куда, куда?!» — пилот уже явно хочет выкинуть меня из машины. «Туда!» — тычу ручкой, которой делаю отметки в роудбуке, в одну из улиц. И одновременно понимаю, что не туда. Но Олег уже едет.
А как вам нравится скоростной режим, обозначенный в процентах от требований ПДД? Например, 90% от 40 км/ч? Правильно, 36. Теперь попробуйте удержать такую среднюю на «Москвиче» с безбожно врущим спидометром! А если режимы все время меняются? 70% от 60 км/ч, после – 80% от 90 и так далее. Понятно, опытные раллисты просто держат значения в памяти. А неопытные считают. Судорожно.
Вроде и больших скоростей в ретроралли нет, средняя рассчитана так, что в городе она должна быть равна 20 км/ч, за городом – 40 км/ч. Но когда промахиваешься мимо позиции и наверстываешь упущенное время, спешишь на КВ, пилот от души крутит мотор, адреналинчик все-таки играет. По-моему, я меньше волновался, когда ездил на мощнейших тюнинговых или спортивных машинах. Даже с Кеном Блоком, сквозь елки боком. Там болела от напряжения шея и слегка дрожали пальцы – но я ни на что не влиял. А тут результат напрямую зависел от меня – каждого момента работы.
Как говорит Олег, он зарекается участвовать в ретроралли каждый раз во время гонки и сохраняет этот настрой несколько месяцев. Но приближается новый сезон, и его снова тянет за руль. А самое страшное, что эта зараза и меня зацепила. А ведь я вовсе не азартен! Был. «Прости, что втянул тебя, — с сожалением сказал Олег, когда мы в сотый раз пытались угнаться за убегающими минутами. — Сидел бы ты сейчас спокойно на даче...». Свой ответ не цитирую.
На финише пообщался с другими участниками, среди которых оказалось немало новичков. Никто из них, конечно, не победил – в этих соревнованиях имеет огромное, первостепенное значение опыт. Зачем ехали? Испытать себя. А это спорт? Ну точно не прогулка (мягко говоря). Понравилось? Нет, жесть. Еще поедете? Конечно!!!
Я же говорю, зараза. Даже не думайте пробовать.