Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Новые правила регистрации автомобилей: что изменилось?

10 июля вступают в силу поправки в Правила регистрации транспортных средств. Больших изменений не произошло, но на некоторые моменты стоит обратить пристальное внимание.
Полная версия

Рассматриваемые изменения — это, по сути, косметический ремонт. Приказ МВД № 1001, которым утверждены прежние Правила регистрации транспортных средств, был принят еще в 2008 году. Конечно, в Правила вносились поправки, ведь законодательство постоянно меняется. Всего документ дорабатывали семь раз (последняя правка была в апреле 2014 года).

Еще один документ, который затронули изменения, – административный регламент по регистрации транспортных средств (утвержден в августе 2013 года и с тех пор ни разу не менялся).

Поправки в Правила регистрации транспортных средств связаны с изменениями автомобильного законодательства. Кроме этого, многие моменты касаются устранения противоречий и спорных моментов.

Вот основные моменты, которые могут заинтересовать автовладельцев:

– Для регистрации автомобиля теперь не нужен полис ОСАГО.

Не стоит радоваться. Дело в том, что отменена необходимость показывать сам полис сотрудникам регистрационного подразделения. Обязанность заключать договор ОСАГО до регистрации у нас осталась. Дело в том, что с недавних пор у автовладельцев появилась возможность купить электронное ОСАГО. В этом случае в подтверждение заключенной сделки можно показать лишь распечатанный на обычном принтере полис. Но что, если это подделка? На такой случай сотрудников Госавтоинспекции обязали проверять наличие «автогражданки» по единой базе АИС «РСА».

Перед регистрацией машины в ГИБДД нужно купить полис ОСАГО. А вот показывать его нет необходимости. Проверка происходит по электронной базе АИС РСА.

– Чтобы прекратить регистрацию автомобиля в связи с утилизацией или продажей за рубеж, нужны подтверждающие документы.

Часто после продажи автомобиля новый собственник не спешит перерегистрировать машину на себя. В результате вы получаете штрафные квитанции («письма счастья») за нарушения, которые не совершали. Приходится по каждому постановлению подавать жалобу, доказывать, что машину вы продали и все штрафы должны быть отправлены новому владельцу. Хорошо, если новый собственник все же зарегистрирует автомобиль на себя. А если нет?

Утилизировать машину теперь можно только по-настоящему.

Единственный вариант для продавца был – подать в ГИБДД заявление о прекращении регистрации в связи с утилизацией. После чего учет автомобиля аннулировался. Таким образом, последний законный владелец мог застраховать себя от возможных левых штрафов в будущем. Причем не нужно было никаких подтверждений самой процедуры утилизации. Достаточно простого заявления.

С другой стороны, для ранее «утилизированных» автомобилей появилась возможность реанимации. Допустим, нового хозяина заела совесть, и он слезно упросил вас восстановить учет в ГИБДД. Ведь без этого машиной пользоваться не получится. Теперь такое стало возможным. Достаточно подтвердить наличие неутилизированного автомобиля по последнему месту регистрации. Однако такая лазейка предусмотрена только для тех автомобилей, которые формально утилизировали до 10 июля 2017 года. Сейчас же все по-другому. Прекратить регистрацию автомобиля по этому основанию можно только при наличии свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Липовые утилизации не прокатят.

Еще один нюанс. Если раньше, продав машину какому-нибудь иностранцу, вы, как и в случае с утилизацией, могли просто подать заявление о прекращении регистрации, сейчас придется факт такой продажи доказать. Для этого нужно предъявить сам договор купли-продажи и копию документа, подтверждающего «иностранность» покупателя.

– Автомобили с измененными идентификационными номерами можно поставить на учет или восстановить регистрацию.

Дело в том, что раньше Правила допускали отказ в регистрации машины, если номер кузова (рамы, кабины или двигателя) был изменен. Сейчас появилась оговорка, позволяющая автовладельцу все же поставить машину на учет. Так, в Правилах специально прописали следующее. Если изменение маркировки связано с естественным износом (ржавчина, к примеру), ремонтом (в автосервисе номер повредили) или после угона машину вернули, а бандиты номерки пытались перебить, то регистрация в ГИБДД возможна. Главное условие – автомобиль должен быть идентифицирован.

Раньше от недобросовестных покупателей как раз спасала липовая утилизация. Сейчас, чтобы не попасть на чужие штрафы, придется вместе с покупателем ехать в ГИБДД.

Допустим, вы купили двадцатилетний автомобиль, у которого от старости все цифры VIN-номера перестали читаться. Но есть дублирующая табличка с тем же «вином». А, может быть, и еще какие признаки, позволяющие сличить автомобиль в натуре с метрикой (ПТС и данные учета). Получилось идентифицировать? Проблема решена! В противном случае в регистрационных действиях вам откажут. Это отдельно прописали в Правилах. Правда, отказ в этом случае может быть только при условии замены рамы, кузова или составляющей части конструкции автомобиля, повлекшей утрату идентификационного номера.

Фото: Сергей Смирнов, Петр Ковалев/ТАСС, Александр Рюмин/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
09.07.2017
Поделиться: