Как проезжать перекресток с круговым движением - правила опять поменяют
Было понятно, теперь – не очень
Совсем недавно пункт 13.9 Правил дорожного движения уже меняли. Его перекроили в ноябре 2010 года, причем преподнесли эти изменения как революционные. Дескать, теперь-то всем станет понятно, как круг проезжать, – не будет ни пробок, ни аварий.
Смысл был таков: если подъезжаешь к перекрестку с круговым движением и видишь знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», пропусти тех, кто на круге. Нет знаков? Руководствуйся так называемым правилом правой руки.
Многие недоумевали: а что изменилось-то? Ведь очевидно, что если перед перекрестком установлен знак «Уступите дорогу», то ее нужно уступить. Парадокс в том, что после появления такого расширенного толкования в Правилах водители начали путаться. Каждый раз, подъезжая к круговому перекрестку, все высматривают, есть ли перед ним какие-то особенные знаки или нет.
Не учли чиновники и того, что дорожные знаки у нас появляются, мягко говоря, без четкой закономерности. На одном заезде на круг знак «Уступите дорогу» установили, а на другом – забыли. Поэтому один водитель будет руководствоваться знаками, а другой – правилом правой руки.
Оба уверены в своем приоритете, а значит авария неминуема.
Лучше поздно, чем никогда
Так вот, чтобы не было разночтений, предлагается сделать круг главным по умолчанию. Даже если перед перекрестком нет знаков, правило правой руки работать не будет. Круг – главный всегда! Хорошо ли это?
По словам Марата Зайнетдинова, генерального директора логистической компании Nawinia Rus, важно не просто изменить Правила, а сделать систему проезда кругов, то есть перекрестков с круговым движением, понятной: каждый нужно обозначить знаками «Уступите дорогу» при подъезде к кругу и знаком, показывающим, что главным является именно круг. Чтобы у водителей сформировалось устойчивое понимание приоритетов. И только после этого можно объявлять движение по кругу приоритетным по умолчанию.
Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, напротив, считает, что никакой необходимости в таких изменениях нет: «Действительно, в большинстве европейских стран приоритет отдан движению на круге. Но, на мой взгляд, порядок проезда перекрестка с круговым движением не имеет принципиального значения. Главное, чтобы водители соблюдали Правила и смотрели на знаки».
Опрос, проведенный на нашем сайте, показал, что большинство читателей – за безусловный приоритет круга. И это логично: в таком случае круг быстрее освобождается, меньше заторов. Уверен, что сократится и число аварий, и тяжесть их последствий. Но знаки всё же нужны. Ведь круг необязательно должен быть главным полностью, – есть такие пересечения, где главным должен быть только один сегмент или половинка круга. Поэтому мы за приоритет круга (или его части) в сочетании с соответствующими знаками и разметкой.
Понятно, что нет никакого смысла переделывать все стандартные перекрестки в круговые. В городах для кругов попросту нет места. А вот на трассах – вполне! Те же шведы активно внедряют круговые перекрестки на междугородных магистралях. А ведь в Швеции самый низкий уровень смертности и пострадавших на дорогах. Возьмем с них пример?
ВСТАНЬТЕ В КРУГ
Идея с круговым движением на перекрестке появилась в начале прошлого века. В 1901 году в Париже именно таким образом организовали движение вокруг Триумфальной арки. Примеру французов последовали американцы и англичане. А начиная с 1960‑х годов этот опыт начали массово внедрять все страны.
Подобная организация движения имеет ряд преимуществ перед стандартной крестообразной схемой. Снижается вероятность аварийных ситуаций, ведь намного меньше точек пересечения транспортных потоков. Да и скорости, на которых водители проезжают перекрестки с круговым движением, значительно ниже.
Именно поэтому в Швеции, где вопросам дорожной безопасности уделяют большое внимание, отдают предпочтение кругам.
При круговом движении нет необходимости устанавливать светофоры. А это не только обеспечивает серьезную экономию местным бюджетам, но и существенно увеличивает пропускную способность дорог. При грамотной организации движения автомобили фактически не останавливаются, проезжая перекресток. Кроме того, в круг можно закрутить неограниченное количество многополосных дорог – было бы подходящее пространство.
Конечно, есть и минусы. Для кругового перекрестка требуется большая площадь, а островок внутри круга «простаивает». В стесненных условиях круговое движение вместо ожидаемого увеличения пропускной способности может привести к дополнительным пробкам.