МЗКТ-750440 8×8 — гигант из Минска
МЗКТ‑750440
Длина/ширина/высота/база 9220/2550/3580/2000–3080–1500 мм
Снаряженная/полная масса 16 750/43 750 кг
Полная масса автопоезда 90 000 кг
Двигатель Paccar MX 340, дизельный, P6, 12,9 л; 340 кВт/462 л.с. при 1500–1900 об/мин; 2300 Н·м при 1000–1400 об/мин
Коробка передач Fast Gear 16JSD240TA, М16
Ходовая часть подвеска – зависимая, рессорная; тормоза – барабанные, с пневмоприводом; шины – 445/65 R22,5
Тяга к работе
Своего «большого» двигателя в Белоруссии нет, поэтому на МЗКТ‑750440 установлен Paccar MX340 мощностью 462 л.с. (2300 Н·м). Хотя на клапанных крышках и написано PACCAR, эти моторы не американские. Их выпускает DAF Trucks на моторном заводе в Эйндховене (Голландия). Одно из достоинств дизеля Paccar MX – компрессионный моторный тормоз с гидравлическим управлением, обеспечивающий эффективное подтормаживание на спусках и экономию тормозных колодок.
Для «вездехода» оптимальна коробка-автомат с гидромеханической передачей, с переключением передач без разрыва потока мощности. Именно такую, собственного производства, и ставят на все минские супертяжелые машины: 6-скоростную, с несколькими вариантами блокировки гидротрансформатора, позволяющую ехать с минимальной скоростью всего 3 км/ч. Альтернативный вариант – китайская коробка Fast Gear (по сути, это лицензионный американский Eaton Fuller).
Раздатки и ведущие мосты МЗКТ производит самостоятельно. На гражданские идет двухступенчатая раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала, с передаточными числами 0,99 на повышенном и 1,57 на пониженном рядах. Управление – электропневматическое.
Все ведущие мосты МЗКТ – только с разнесенной главной передачей, со ступичными планетарными редукторами. У четырехосников на всех восьми мостах установлены блокирующиеся межколесные дифференциалы. Так что на «зубастой» резине да с подспущенными шинами такой тягач по проходимости близок к гусеничному. При односкатной ошиновке на всех осях стоят широкие шины 16,00 R20 или 445/65 R22,5. Для повышения проходимости применена система изменения давления воздуха с управлением из кабины.
Немаловажно, что рама сделана из лонжеронов‑швеллеров высотой 310 мм и толщиной 8 мм, а буксирные устройства есть как спереди, так и сзади – тягач может и толкать, и тянуть.
Лицевая сторона
Не зря говорят: кабина – лицо грузовика. Однако, в отличие от военных тягачей МЗКТ, у которых свой, классический облик, гражданские машины из Минска неразрывно связаны с кабинами МАЗ. На МЗКТ‑750440 установлена кабина МАЗ‑5440, но с характерным фасадом и боковыми обтекателями. И это редкий случай в автопроме бывшего СССР, когда названо имя дизайнера: Андрей Заболотный. Новая облицовка радиатора и рисунок его решетки – с металлизированными пластмассовыми накладками обрамления; «металлом» окантованы и блок-фары в бампере. Весь этот хром смотрится даже чересчур богато для тягача.
Высота автомобиля с «рослой» подвеской и большими колесами может превзойти допустимые 4 метра. Поэтому не используют кабины с высокой крышей: спальная полка одна, зато ширина матраца 70 см.
Интерьер соответствует уровню машины: приборы хорошо читаются, пластик добротный, удобные кресла с высокой спинкой и встроенными ремнями безопасности снабжены пневмоподвеской. Рулевая колонка регулируется по углу наклона.
В базовую комплектацию входят зеркалá с обогревом, цифровой тахограф, аудиосистема с CD-плеером, солнцезащитная штора, преобразователь напряжения на 12 В. Есть даже подсветка подножек – совсем не лишняя при таких габаритах. В списке дополнительного оснащения – электростеклоподъемники, обогрев зеркал и сидений, кондиционер и климат-контроль, круиз-контроль, центральный замок.