Зачем переплачивать за кроссовер
Сегмент кроссоверов в России растет не первый год. А на что есть спрос, на то растет и цена. Так, может, мы переплачиваем за кроссовер? Не выгоднее ли приобрести автомобиль с другим типом кузова? Покупатели кроссоверов среди основных причин для покупки называют высокую посадку, большой дорожный просвет и стильную внешность паркетника. А еще очень часто они называют эти автомобили «джипами». Но внедорожные качества у большинства кроссоверов посредственные.
Полный привод
Впрочем, подавляющему большинству автовладельцев серьезные внедорожные возможности машин не нужны. По данным производителей, даже большие внедорожники съезжают с асфальта всего лишь пару раз в год. Что уж говорить о премиальных кроссоверах вроде BMW X5 или Porsche Cayenne — их владельцы если и съезжают с асфальта, то только на обочину. Тем не менее, доля продаж полноприводных автомобилей в сегменте SUV, по информации агентства «Автостат», в первом квартале 2016 года составляла 78,5%. Оставшиеся 21,5% пришлись, как вы понимаете, на моноприводные кроссоверы. Причем их доля в последнее время уменьшается: в 2015 году этот показатель составлял 22,2%, а в 2014-м – 23,1%.
А вот в период с 2007 по 2013 год, по данным того же агентства, продажи моноприводников, наоборот, росли. И довольно существенно — с 7,1% до 22,4%. Этому есть объяснение. Тогда в Россию активно приходили китайские бренды, а они делали и продолжают делать ставку на переднеприводные SUV — вспомнить хотя бы Chery Tiggo FL. В сегменте компактных кроссоверов это обычная практика. Скажем, 85% покупателей Nissan Juke выбирали именно переднеприводный вариант. Да и львиная доля продаж такого популярного кроссовера, как Opel Mokka, тоже приходилась на моноприводные версии.
Рост доли полного привода в последующие годы можно объяснить, во-первых, резкой девальвацией рубля, когда население в спешке стало тратить деньги на покупку недвижимости и машин подороже. А во-вторых — выводом на рынок сразу нескольких популярных среднеразмерных кроссоверов: вот их-то предпочитают покупать именно в полноприводном исполнении. Скажем, в 2015 году появились обновленная Mazda CX-5, новое поколение Hyundai Tucson и соплатформенного Kia Sportage. Обновилась и Toyota RAV4. Однако в российском представительстве Тойоты заявили, что от переднего привода отказываться не планируют.
Действительно, часть покупателей, которая распробовала монопривод, уже не гонится за колесной формулой 4х4.
Спрос на моноприводные кроссоверы был и будет, хотя бы потому, что на покупке такой версии можно сэкономить. Скажем, переднеприводная с двухлитровым мотором в 146 сил и вариатором (1 536 000 руб.) на 99 000 рублей дешевле такой же Тойоты, только полноприводной (1 635 000 руб.).
И если покупатель не намерен покорять бездорожье и передвигается только по городу, полный привод ему попросту не нужен. К тому же автомобиль со всеми ведущими будет тратить больше топлива в сравнении с аналогичной моноприводной модификацией при прочих равных.
Понимают это и производители, а потому в большинстве случаев предлагают доступную альтернативу полноприводным SUV. В результате на рынке появился целый пласт недокроссоверов, у которых вовсе нет модификации с приводом на все колеса. К ним примкнули и лифтованные хэтчбеки.
Дорожный просвет
Не считая обвеса из черного матового пластика, на котором менее заметны сколы и царапины, полученные при езде по пересеченной местности, такие машины напрочь лишены внедорожных качеств. Зато они дешевы (цена Sandero Stepway начинается от 599 900 рублей), обладают внушительным дорожным просветом, что позволяет им уверенно ехать по грунтовке, и при этом не уступают в комфорте обычным легковушкам. Даже АВТОВАЗ пытается держаться в тренде, предложив псевдокроссовер XRAY (от 549 900 руб.) и лифтованные универсалы – Lada Kalina Cross (465 800 руб.) и Lada Largus Cross (от 664 900 руб.). Cross-версии тольяттинских универсалов вполне могут стать альтернативой полноприводному SUV, если ездить по городу и на дачу. А полезного груза перевезут много больше. Кроме того, на подходе еще более вместительная Vesta SW Cross.
У седанов из Тольятти дорожный просвет тоже не маленький. По этому показателю они могут посоперничать с большинством кроссоверов.
Так что перед тем как покупать кроссовер, можно рассмотреть альтернативу в виде более дешевых лифтованных хэтчбеков и седанов.
Вместительность багажника
Если ездите преимущественно по городу и на дачу, можно рассмотреть и такой тип кузова, как лифтбек.
Хочется большой багажник, хороший дорожный просвет и полный привод? Например, компания Skoda предлагает универсалы Octavia Scout и Superb Combi. Безусловно, они дороже большинства кроссоверов, потому скорее подойдут как альтернатива представителям SUV премиум-сегмента.
Так что в итоге? Для сравнения мы собрали в одной таблице данные по самым популярным моделям на рынке. Зная, какими качествами должен обладать ваш личный автомобиль, то есть какой дорожный просвет, объем багажника и тип привода действительно необходимы, вы можете подобрать для себя оптимальный вариант. А теперь взгляните на правый столбец — представляете, сколько можно сэкономить?
Название модели
Позиционирование на рынке
Привод
Силовой агрегат
Дорожный просвет, мм (в скобках замеры ЗР)
Объем багажника, л (в скобках замеры ЗР)
Цена от, руб.
Toyota RAV4
Кроссовер
Передний
2 л (146 л.с.), М6
197 (190)*
577 (404)
1 415 000
Hyundai Tucson
Кроссовер
Полный
2 л (149 л.с.), М6
182 (170)*
488 (364)
1 563 000
Hyundai Creta
Кроссовер
Полный
1,6 (123 л.с.), М6
190 (170)*
402 (324)
969 900
Hyundai Creta
Кроссовер
Передний
1,6 (123 л.с.), М6
190 (170)*
402 (324)
789 900
Hyundai Solaris
Седан B-класса
Передний
1,6 (123 л.с.), М6
160 (145)*
480 (424)
734 900
Renault Kaptur
Кроссовер
Полный
2 л (143 л.с.), М6
204 (205)*
387 (296)
1 059 990
Renault Kaptur
Кроссовер
Передний
1,6 л (114 л.с.), M5
204 (205)*
387 (364)
879 000
Renault Logan
Седан B-класса
Передний
1,6 (82 л.с.), М5
155 (145)
510 (400)
479 000
Renault Sandero Stepway
Лифтованный хэтчбек B-класса
Передний
1,6 (82 л.с.), М5
195 (205)*
320 (280)
639 990
Chery Tiggo 2
Кроссовер
Передний
1,5 (106 л.с.), М5
186
420
759 900
Lada Largus Cross
Лифтованный универсал (B+)
Передний
1,6 (102 л.с.), М5
170** (210)
560***
674 900
Skoda Rapid
Лифтбек B-класса
Передний
1,6 (90 л.с.), М5
170
530 (488)
604 000
Datsun mi-DO
Хэтчбек B-класса
Передний
1,6 (87 л.с.), М5
174
240 (244)
515 000
Volkswagen Polo
Седан B-класса
Передний
1,6 (90 л.с.), М5
163 (145)
460 (424)
599 900