Новый Land Rover Discovery - проверка российским бездорожьем
Оранжевый оберег
Двадцатая экспедиция Land Rover «Открывая Россию» прошла по дорогам Горного Алтая, Тывы и Хакасии. Сразу по прилете в Горно-Алтайск, где нас уже ждали восемь внедорожников Land Rover Discovery, каждому пришлось обзавестись оранжевым баллоном от клещей. Маленькие паразиты – беда здешних мест.
– В прошлом году их было столько!.. Прямо по головам ходили. В этом сезоне – меньше.
Оптимизм местного краеведа радует, но обработка одежды обязательна.
Не смотреть под ноги в здешних каменистых краях чревато неприятностями, однако делать это крайне трудно. Красивейшие места! Вот и фотограф кричит в рацию: «Ненавижу Чуйский тракт!». Бедняга уже забил гигабайтные карты памяти, а за каждым поворотом открываются всё новые красоты.
Красивое начало
Чуйский тракт – это федеральная трасса Р256, которая начинается в Новосибирске и идет до границы с Монголией. Та часть пути, что проходит по Горному Алтаю, считается самой красивой. По этой ровной дороге с отличным асфальтом и начинаем путь. Включаю на Discovery адаптивный круиз-контроль и на время забываю про педали газа и тормоза. Электроника «цепляется» за впереди идущий автомобиль, и мой Discovery сам разгоняется и сам тормозит.
В расслабленном режиме доезжаем до Семинского перевала – самой высокой точки на Чуйском тракте. Во все времена она имела важнейшее стратегическое значение. Через перевал шли торговые караваны из Китая и Монголии в Сибирь и дальше на запад. В 1956 году здесь установили стелу в честь двухсотлетия со дня вхождения Горного Алтая в состав России.
Незаметно въезжаем в село Кош-Агач, административный центр одноименного района. Интересно, как меняющийся климат вносит коррективы в его жизнь. В последнее время в районе возросло количество осадков, и жители постепенно заменяют односкатные крыши на домах двускатными.
Мне же с трудом верится в то, что тут бывают сильные дожди. Жара – тридцать градусов. Терпим, благо в Discovery есть климат-контроль и для задних пассажиров. А вскоре забираемся выше в горы – и начинает холодать: всего +10º, впору обогрев включать!
О пользе добрых советов
Узнав, что я еду в экспедицию, мой друг, заядлый автопутешественник, наставлял: будете проходить Бугузун, обязательно задобрите духов. У алтайцев есть обычай украшать ленточками святые места – родники и горные перевалы. Их повязывают на воткнутые в груды камней палки. Или кладут в эти груды увесистые камни. Так путешественники вступают в духовную связь с местными хорошими дýхами. Мы, конечно, этого не сделали.
Через сложный перевал лежит единственная дорога, связывающая Республику Алтай и Тыву. А дýхи-то есть не только добрые… То, что под колёсами, дорóгой назвать сложно. Мы вязли на заболоченных участках, форсировали горные речки, взбирались на крутые каменистые подъемы, усеянные внушительными «бульниками» и мелкими острыми камнями. Но днищем ни одна из восьми машин не чиркнула. Все – с пневмоподвеской, которая увеличивает клиренс до внушительных 283 мм. А если долго удерживать кнопку «вверх», Discovery поднимется еще на 75 мм! Помогает и «внедорожный» круиз-контроль, входящий в базовое оснащение: электроника берет на себя управление тягой и тормозами на скоростях 2–30 км/ч.
Discovery медленно переваливает через буераки, и порою кажется, что он умнее водителя. Но бездушная система не может просчитать всё. Колесо соскакивает с крупного скользкого камня, а мелкий тут же режет боковину…
Экспедиционные автомобили обуты в новые для российского рынка шины General Tyres (бренд концерна Continental). Модель Grabber AT³ оказалась неплохой. Сдержала натиск российских дорог достойно. Особенность этих шин – трехслойный корд, который обеспечивает высокую прочность. На боковине есть буртик защиты диска, а крупные боковые блоки протектора оберегают покрышку от повреждений. Но, как назло, все порезы за два дня тяжелого перегона пришлись на самое незащищенное место – между шашками протектора и защитой диска. Мистика!
На подъезде к очередному крутому подъему увидели УАЗ-«головастик», раскорячившийся поперек дороги. Он заглох и чуть не свалился вниз. Как оказалось, тормозá у него ни к черту! При этом местный водитель едет не один – с ним жена, дети и баран…
Один из наших Discovery легко забрался в подъем и тросом потянул бедолагу в гору. Сделав доброе дело, отправляемся дальше, надеясь на благосклонность мистических обитателей этих мест. Нас ждет брод через быструю реку.
Человеческий фактор
Течение сильное, человек еле стоит на ногах, но мы начинаем переправу. Новому «диско» под силу броды глубиной до 900 мм – на 200 мм глубже, чем раньше.
Успешно реку форсировали почти все. Корму одного Discovery снесло сильным потоком к очень глубокому месту – спасла буксировочная стропа. Ее зацепили за корму и подтянули автомобиль к мели. Колёса оперлись на камни, и Discovery преодолел-таки брод.
И вот новый сюрприз! Пассажир, сидевший сзади в момент «заплыва», со страху чуть дернул дверь, и этого оказалось достаточно, чтобы вода залила салонные коврики. Сливаем воду, меняем еще одно проколотое колесо и продолжаем путь.
Проехали километров двести, и у нашего «полу-утопленника» начались проблемы. Сначала погасла панель приборов, потом заглох двигатель… Работают световые приборы, мультимедиа, машина «видит» брелок, но на нажатие кнопки пуска двигателя не реагирует. Дýхи, вы снова на нас злитесь?
Как там говорили о первых рамных «британцах»? Дешевый и надежный внедорожник! Цена – вопрос почти интимный для каждого, а вот ремонтопригодность важна для всех, особенно в полях. Сначала сдернули клемму аккумулятора. Батарея, к слову, расположена в багажнике и приподнята довольно высоко – воде не достать. На следующий день, когда машина снова отказалась заводиться, сняли обивку, хорошо просушили ковры – и «глюк» исчез.
Из лета в зиму и обратно
Хватит с нас проблем. Перед очередным перевалом задобрили духов и погнали по грейдеру вдоль российско-монгольской границы до города Ак-Довурáк. На термометре +35º, пыль стоит столбом – ни черта не видать. Снова карабкаемся, и степную пыль сменяет густой горный туман. На Саянском перевале, на высоте 2214 метров, температура падает до +6º. А впереди снег! Хорошо, что шины всесезонные (M+S), готовы ехать и по снегу.
На обочинах лежат градины с перепелиное яйцо. Мы едва под них не попали! Похоже, теперь нам сопутствует удача. Позже из новостей узнали, что этот град наделал немало бед в Хакасии, побив стёкла в домах и машины.
И вот за окном снова степь, термометр снова показывает +35º. Мы в Долине царей, возле Салбыкского кургана – самого большого в этих местах захоронения. Курган сооружен в VII веке до нашей эры, и, по преданию, его до сих пор охраняет могучий хозяин. Говорят, кто-то видел в этих местах призрака на коне, а кому-то чудилось, что стучат в шаманский бубен.
Но и реальных загадок немало. Скажем, как строители перемещали 70‑тонные камни на расстояние 60 километров и каким образом столь искусно их обрабатывали? Ответов до сих пор нет – только гипотезы. Среди чудес современных – Саяно-Шушенская ГЭС, самая мощная электростанция России. Расположена она в предгорьях Западного Саяна. Сотрудники ГЭС сравнивают ее... с телефоном! Мол, не может плотина работать круглосуточно, нужна «подзарядка». Для этого исследуют процессы таяния ледников и вычисляют, каким количеством воды пополнится водохранилище.
От этого зависит, сколько в тот или иной момент будет работать гидроагрегатов. Тут действует и единственный в Хакасии трамвай, который состоит на балансе электростанции. Поездка по всему маршруту занимает лишь 15 минут.
***
За время экспедиции мы проехали 2500 километров. Многие из них дались непросто, но каждый был захватывающим. Так что еще раз воздам почести хакасским духам и попрошу их наворожить еще одну экспедицию в эти места.
Фото: Максим Гомянин и Land Rover