Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Штраф за нечитаемые номера — 3 главных сценария

Вечная российская грязь, о которой писали классики, в XXI веке никуда не делась. И в ряде случаев водитель должен нести за нее ответственность. Но всегда ли мы расплачиваемся, если на машине нечитаемые номера?
Полная версия

В российском КоАП есть специальная статья 12.2, карающая за «управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков». В ней четыре пункта, но рассматриваемой нами темы касаются только два первых. За нечитаемые, нестандартные или установленные с нарушением требований ГОСТ номера (ст. 12.2, ч.1) полагается предупреждение или минимальный по нынешним временам штраф в размере 500 рублей.

На заснеженной трассе задний номер становится нечитаемым очень быстро у большинства автомобилей. Формально это нарушение, но вряд ли адекватный инспектор за это накажет.

За
на едущем автомобиле номеров (если он поставлен на учет и получал их), а также «управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть» предусматривается куда более суровое наказание –
.

Закон гласит, что номерной знак считается нечитаемым, если с расстояния не менее 20 метров нельзя идентифицировать хотя бы один символ на нем. В светлое время суток это требование применяется к передней и задней «жестянкам», в темноте – только к задней, для которой предусмотрена штатная подсветка. Казалось бы, критерии прописаны достаточно четко. Но в реальности наказание за грязные и нечитаемые номерные знаки – одно из самых неоднозначных и спорных. В зависимости от настроения инспектора и его мотивации (например, нормы по протоколам при проведении месячника) ваше с ним общение может завершиться по-разному.

Для залитого реагентами мегаполиса такое состояние номера не редкость. Ездить так всю зиму, конечно, не стоит, но понимание гаишника заслужить можно. При соответствующей погоде, конечно.

Если на улице объективно слякотно или идет сильный мокрый снег, то вряд ли вы получите даже минимальный штраф при полностью нечитаемых номерах. Законом никаких исключений не предусмотрено: в такой ситуации водитель формально обязан протирать знаки каждый километр. Но инспекторы в плохую погоду об этом нарушении обычно забывают. Лично меня дважды просто просили не забыть протереть «жестянки», как закончится катаклизм на улице. Впрочем, если нарываться с самого начала разговора, то можно получить протокол, и оспорить его вряд ли получится.

А вот ехать на замызганной по крышу машине в сухую погоду уже чревато последствиями. Тем более, если и грязь на кузове уже давно засохла. Сослаться на погоду не получится, и оправданий за нечитаемые номера гаишник не примет. Вас ждет вполне заслуженное наказание по ст. 12.2, ч.1 - предупреждение или штраф 500 рублей.

На улице давно сухо, и состояние машины явно не соответствует погоде. В данном случае 500-рублевый штраф будет справедливым.

Хватает и хитрецов. Рецептов у них несколько: помыть машину, обойдя струей воды номера, специально замазать их грязью, прилепить листик, якобы слетевший с дерева и так «удачно» прилипший. Несмотря на природный характер загрязнения, патруль ДПС вряд ли поверит в то, что это произошло случайно. В этом случае вам уже грозит ст. 12.2, ч.2 —  слишком очевидна уловка. Особенно если сам кузов чистый. Имейте в виду: планируя наказать вас за грязные знаки, инспектор, скорее всего, сфотографирует их, едва вы остановитесь, еще до того, как спросит документы. Можно будет пойти в суд, но снимки всю вашу аргументацию разобьют в момент.

Конечно, события могут развиваться и по другим сценариям, но жизненный опыт подсказывает, что три перечисленных выше расклада наиболее типичны. И, к слову, все они работают только для едущего автомобиля. Никаких требований к номерным знакам, когда машина находится на стоянке, КоАП пока не предусмотрено. Московскому Дептрансу в жажде парковочной наживы пока не удалось протолкнуть неприятные для водителей поправки.

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
29.09.2017
Фото: «За рулем»
Поделиться: