Пенсионеры и молодежь пришли за кредитами. Банки их любят
Пенсионерам – без скидки
Эксперты изучили возрастную структуру потребителей автокредитов, и выяснилось, что заемщики старше 65 лет стали рекордсменами по росту среднего размера займа на покупку новой машины. За последний год он вырос на 16,1% (или на 75,6 тыс. руб.) и составил 545,3 тыс. руб. В целом средний чек увеличился на 11,6%, гласят данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ). При этом стала расти и доля заемщиков-пенсионеров в общем объеме автокредитования, которая, впрочем, все еще остается незначительной – в пределах 2-3%. В кредитных организациях подтверждают эту тенденцию, хотя средняя сумма займов на покупку автомобиля у них может значительно различаться. Так, в Банке Уралсиб средний размер автокредита у пожилых заемщиков с начала года вырос на 14% до 605 тыс. рублей, чуть больший рост зафиксирован в Русфинанс Банке – на 17%. В Совкомбанке и ЮниКредит Банке средняя сумма «пенсионного» автокредита практически не изменилась по сравнению с прошлым годом, с той разницей, что в первом случае она составляет 400 тыс. рублей, а во втором – 930 тысяч.
Средний размер автокредита по возрастам заемщиков
Источник: НБКИ
Как говорит начальник управления автобизнеса Банка Уралсиб Лиана Малюга, значительный рост размера среднего чека среди пенсионеров связан как с общим увеличением стоимости автомобилей на рынке, так и со смягчением условий банков по кредитованию таких клиентов.
«За классическим автокредитом в основном обращаются работающие пенсионеры, а их доля, по разным оценкам, весьма значительна – от 22% до 30%. Анализ заемщиков портфеля ЮниКредит Банка показывает высокую надежность клиентов пенсионного возраста. Они более дисциплинированы и реже выходят на просрочку», – рассказывает начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Денис Алфёров.
Действительно, доля должников пенсионного возраста среди потенциальных банкротов является самой незначительной – 6,5%, согласно данным НБКИ. Год назад она была еще меньше – 5,7%, однако это означает, что за прошедший год данный показатель больше всего вырос именно у пенсионеров. Тем не менее, в целом данная категория заемщиков характеризуется стабильным и прогнозируемым финансовым положением, поэтому банки им доверяют и не собираются ужесточать к ним требования. Пожалуй, единственным ограничением у большинства банков является срок окончания действия кредитного договора – он не должен наступить позже дня 65-летия клиента. Хотя, к примеру, в Совкомбанке возрастной ценз составляет 85 лет. А вот льгот для пенсионеров никаких не предусмотрено, поскольку условия предоставления кредитов едины для всех заемщиков вне зависимости от возраста.
Старые привычки
Между тем пожилые граждане стали чаще брать автокредиты во многом благодаря программе субсидирования процентных ставок. К примеру, в Русфинанс Банке доля клиентов в возрастной группе 60-65 лет, оформивших займы с помощью господдержки, в 2017 году составила 77%. В рамках госпрограммы пенсионерам выдается абсолютное большинство автокредитов и в Банке Уралсиб.
Как отмечает Денис Алфёров, льготное автокредитование увеличило число клиентов-пенсионеров, поскольку большинство приобретаемых ими машин находятся именно в диапазоне до 1,45 млн рублей. А сами условия госпрограммы позволяют воспользоваться сниженной ставкой по кредиту вне зависимости от возраста клиента.
Несмотря на значительный рост, средняя сумма автокредита у заемщиков старше 65 лет составляет 545,3 тыс. руб. – это самый «скромный» показатель среди остальных возрастных категорий. Для сравнения, самые большие суммы кредитов на покупку автомобилей берут граждане в возрасте от 40 до 49 лет – в среднем 737,2 тыс. рублей. И дело не только в более низкой платежеспособности пенсионеров, но и в том, что банки из-за этого снижают для них лимиты кредитования.
По словам главного управляющего директора Совкомбанка Андрея Спивакова, показатель платежеспособности клиентов пенсионного возраста зачастую ниже, чем у более молодых заемщиков. Соответственно, кредитные лимиты, которые банки готовы предоставлять, также находятся на более низком уровне. «Еще один немаловажный фактор – это практически нулевой показатель спонтанности покупки. Данная категория клиентов знает, какой именно автомобиль им необходим и сколько денег они готовы потратить на его покупку. Соответственно, схема «пересадки» клиента в дилерском центре с более дешевой модели или комплектации на более дорогую практически не работает. В данном вопросе Совкомбанк не отличается от рынка, и средний чек по кредиту в рамках сегмента 65+ в среднем на 30% ниже общего показателя», – констатирует Андрей Спиваков.
Согласно данным, полученным «За рулем.РФ» в кредитных организациях, наибольшим спросом у заемщиков-пенсионеров пользуются автомобили бюджетного и среднего ценового сегмента, причем выбор модели зачастую обусловлен ее доступностью по льготным автокредитам. Так, в пятерку самых востребованных автомобилей среди клиентов Русфинанс Банка в возрастной группе 60-65 лет входят Kia Rio, Lada Granta, Hyundai Solaris, Lada Vesta и Lada XRAY. В Банке Уралсиб пожилые заемщики чаще всего приобретают в кредит автомобили Lada Vesta и XRAY, Renault Duster и Kaptur, Hyundai Solaris и Creta. Как отмечает Лиана Малюга, по сравнению с молодым поколением возрастные клиенты больше предпочитают городские кроссоверы. А вот у клиентов Совкомбанка безусловным лидером является марка Lada, чьи модели выбирает каждый второй заемщик пенсионного возраста. По словам Андрея Спивакова, это объясняется доступной стоимостью продукции АВТОВАЗа, растущим доверием к качеству тольяттинских машин и исторической приверженностью к автомобилям Lada.
Платежная дисциплина хромает
Кстати, похожая ситуация складывается и с другой малообеспеченной категорией заемщиков – молодежью, чья доля в объеме автокредитования сегодня едва превышает 4%. Показательно, что средний размер автокредита у граждан моложе 25 лет немногим больше, чем у пенсионеров, – 546,7 тыс. руб., и за год он вырос на 11,9% (или на 58,3 тыс. руб.). А вот в ЮниКредит Банке этот рост составил 23% – до 660 тыс. руб. При этом притоку клиентов данной возрастной категории во многом способствовал запуск новой госпрограммы «Первый автомобиль», в рамках которой предоставляется 10-процентная скидка на покупку первой в жизни машины. Так, в Русфинанс Банке группа заемщиков до 25 лет является доминирующей по доле кредитования этой программы в сравнении с клиентами других возрастных категорий. Банки, в свою очередь, смягчают условия кредитования для молодых заемщиков. К примеру, в Банке Уралсиб минимальный возраст клиента был снижен до 21 года.
Структура заемщиков-потенциальных банкротов по возрастам
Источник: НБКИ
«Доля клиентов до 25 лет с начала года растет, особенно после запуска новой госпрограммы «Первый автомобиль». Средний размер кредита у таких клиентов небольшой, но именно после запуска госпрограммы появилась разница в средней сумме кредита: по сравнению с другими заемщиками она составляет около 10-15%. Можно сделать вывод, что эти клиенты активно пользуются условиями госпрограммы для снижения стоимости автомобиля и, как следствие, суммы кредита. На наш взгляд, благодаря мерам господдержки спрос на покупку автомобилей у данной категории заемщиков будет расти и дальше», – комментирует руководитель департамента автобизнеса ВТБ Алексей Токарев.
В связи с ростом доли автокредитов, выдаваемых молодым заемщикам по программам с государственной поддержкой, качество клиента существенно повысилось, что отражается на уровне одобрений, а соответственно и выдач автокредитов, добавляет Андрей Спиваков.
Как показывают данные НБКИ, в отличие от остальных возрастных групп заемщиков, имеющих просроченный долг более чем в 500 тыс. руб. сроком свыше 90 дней, доля молодежи среди потенциальных банкротов сократилась. По состоянию на сентябрь 2017 года она составила 8,6%, что на 1,2% меньше по сравнению с прошлым годом. Впрочем, это может свидетельствовать и об осторожном отношении кредиторов к данному сегменту заемщиков и росте числа отказов в выдаче. К примеру, в Банке Уралсиб доля отклоненных заявок по скорингу (оценка кредитоспособности заемщика) составляет для молодежи 6,8%, по отрицательной кредитной истории – 7,2%. Для сравнения, у пенсионеров те же показатели оказались гораздо ниже – 0,8% и 1,1% соответственно.
Как поясняет Лиана Малюга, категория клиентов до 25 лет сохраняет повышенную рисковую составляющую, поскольку молодые специалисты получают небольшую зарплату, чаще попадают под сокращения, не имеют финансовой подушки, что приводит к просрочкам платежей и росту задолженности. В то же время молодое поколение начинает осознавать, что испорченная кредитная история в будущем очень сильно повлияет на возможность пользоваться банковскими продуктами. Кроме того, молодые клиенты являются наиболее перспективными с точки зрения потребления дистанционных и инновационных банковских продуктов.
Банки идут на риск
«Индекс потребительского доверия растет, безработица сокращается, соответственно потенциала для реализации молодых специалистов становится все больше. При этом уровень одобрения по молодым клиентам в Совкомбанке все же несколько ниже, чем по более возрастным клиентам, что обуславливается пусть и небольшим, но наличием риска оппортунистического поведения, а также эмоциональностью принятия решения, присущей молодым людям», – рассуждает Андрей Спиваков.
Что касается автомобильных предпочтений молодых заемщиков, то они также определяются их скромными финансовыми возможностями и ограничены в основном перечнем моделей, доступных по госпрограммам льготного автокредитования. Среди молодых клиентов Банка Уралсиб наиболее востребованы автомобили Lada Granta и Priora, Kia Rio и сee'd, а также Hyundai Solaris. В портфеле Совкомбанка лидерами являются автомобили Lada, особенно Vesta и XRAY, далее идут бренды Kia и Hyundai. Клиенты Русфинанс Банка и ЮниКредит Банка в возрастной категории до 25 лет показали единодушие в своих вкусах: чаще всего они выбирают автомобили Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada Vesta, Volkswagen Polo. По мнению директора департамента автокредитования Русфинанс Банка Натальи Русовой, их выбор обусловлен теми же факторами, что и для возрастной категории – это сочетание надежности и доступной цены автомобиля, а также возможность сделать покупку в рамках госпрограммы. А вот в Связь-Банке молодые заемщики в основной своей массе покупают подержанные иномарки до 5 лет.
Несмотря на то, что в силу нестабильных доходов и не слишком дисциплинированного отношения к своим кредитным обязательствам молодые клиенты являются более рискованной категорией заемщиков, банки делают ставку именно на них. Как отмечают в НБКИ, надежных зрелых заемщиков не хватает, поэтому кредиторы вспомнили про молодежь. Эти люди находятся в самом начале своего жизненного пути (в том числе и в финансовом отношении) и представляют для кредитных организаций большую перспективу.
Как говорит Алексей Токарев, для банков риски по клиентам до 25 лет обусловлены тем, что по таким заемщикам недостаточно информации об их финансовой дисциплине, поскольку у них фактически отсутствует история кредитования. Однако по мере появления этой информации и роста дохода клиента риски могут снижаться.
«Если говорить о клиентах 65+, то они более прогнозируемы, вдумчивы при принятии решения и дисциплинированны, при этом готовность пользоваться максимально большим количеством предложений или продуктов банка у них ниже. Если рассматривать клиентов сегмента до 25 лет – это большие возможности для банка в части дальнейшего взаимодействия с клиентом, которое может длится не годами, а десятилетиями», – резюмирует Андрей Спиваков.
Фото: Марина Лысцева и Денис Абрамов/ТАСС