Битва с Госуслугами — как удалить оплаченный штраф. Опыт ЗР
Наверняка многие уже знают о портале по предоставлению государственных услуг. Кто-то слышал, а кто-то вовсю пользуется его функционалом. Даже приложение соответствующее есть для смартфона. Все здорово. Однако не всегда информация на этом портале соответствует действительности. Речь, в первую очередь, о штрафах и различных задолженностях.
Поясню на собственном примере. Имеется штраф за стоянку в неположенном месте с последующей эвакуацией ТС… Да-да, штраф лично мой. Получен «за дело». Вину признаю. Проблема в том, что постановление об административном правонарушении было выписано еще в 2014 году. Сам штраф в положенные сроки оплачен. Но информация об оплате до нужной инстанции не добралась. Об этом я узнал, авторизовавшись недавно на портале госуслуг. Оказалось, что должен государству 3000 рублей. Как так? А очень просто. Штраф оплачивался в отделении Сбербанка. До сих пор не понимаю, какая муха меня укусила, ведь уже тогда все можно было сделать через интернет, не посещая офис. Не то что бы я не любил общаться с живыми людьми или страдал социофобией, просто онлайн-метод позволяет избежать человеческого фактора. А в данном случае проблема оказалась именно в нем.
Итак, поехали оспаривать несуществующие долги.
Госуслуги ни при чем
Для начала обратился непосредственно на портал госуслуг. Описал свою ситуацию в разделе обратной связи, даже скан квитанции об оплате вместе с постановлением приложил. Они каким-то чудом сохранились на «гугл-фото» в Сети (для тех, кто с Нокии перешел сразу на айфон: это аналог iCloud). Полезная, стало быть, штука. Ведь самого постановления и квитанции у меня давно нет — одни воспоминания.
Ответ последовал стандартный:
Словом, «ничего не знаем», «мы тут ни при чем». Отфутболили, что называется.
Есть у них и еще один вариант отписки из серии «зайдите после праздников». Выглядит он так:
Добро пожаловать в Сбербанк
Ждать в моем случае не имеет смысла, ведь если за 3 года штраф с портала госуслуг не исчез, значит проблема в чем-то другом. Пишу в «Сбер», параллельно делаю запрос о статусе штрафа в ГИБДД. Везде прикладываю фото квитанции об оплате.
Ответ из Сбербанка такой:
Ишь ты, снова в офис к себе заманивают за какой-то бумажкой! Нет уж — чур меня, чур. Со штрафом-то что? Похоже, все дороги ведут в ГИБДД.
ГИБДД на проводе
На сайте www.gibdd.ru есть сервис по проверке неоплаченных штрафов. Чтобы им воспользоваться, нужно знать номер машины, а также серию и номер свидетельства о регистрации ТС. Проблема в том, что второго у меня и не сохранилось. Машина давно сменила владельца. Прежнее СТС утрачено. По номеру постановления тоже ничего не найти. Дело в том, что номер еще в старом — укороченном — формате. Онлайн-сервисы его попросту не воспринимают.
На этот случай на том же сайте имеется сервис для отправки электронных обращений граждан. Им-то я и воспользовался. Правда, разобраться, как правильно это сделать, полагаю, сможет не всякий. Без юридического образования за плечами осилить опубликованные там же рекомендации по подаче жалобы непросто. Оказывается, печатать саму жалобу в текстовом поле на сайте ГИБДД не нужно. Суть проблемы необходимо изложить письменно на бумаге (можно распечатать), поставить дату и подпись, сфотографировать свое творение и приложить файлом к сообщению. Вот тогда есть шанс, что оно не останется без ответа. Так что без бумажной волокиты не обошлось и в онлайне.
Вскоре из Госавтоинспекции пришел ответ, который меня и позабавил, и заставил призадуматься одновременно.
Обратите внимание на номер постановления, на который ссылается врио командира Бобков. В одном случае в номере допущена ошибка, в другом — ее нет. То есть инспектор зачем-то набирал номер постановления вручную (хотя он был указан и в электронном виде в описании моей жалобы), причем сделал это дважды. Ведь ошибка допущена только в одном случае! Бесплатный совет: ctrl+C – скопировать выделенный текст, ctrl+V – вставить текст. Все это заметно облегчает труд и снижает степень влияния человеческого фактора, из-за которого и возникают подобные проблемы у граждан.
Вот и думай теперь, номер какого постановления инспектор будет пробивать в ГИС ГМП — правильный или неправильный? И к чему все это приведет?
Позабавило же меня другое: спустя некоторое время мне снова пришло электронное письмо из ГИБДД. К нему было приложено уже два идентичных файла с этим же ответом. Словом, впечатление такое, будто абсурдность «службонесения» людей в погонах, раскрытая в кинотрилогии «ДМБ», вовсе не художественный вымысел. Наверное, фамилия вызвала у меня ассоциации с этим киношедевром: у одного из персонажей в исполнении актера Петра Коршункова была такая же.
Итог
Справедливости ради отмечу, что сотрудник ГИБДД, занимавшийся моей жалобой, оказался достаточно внимательным. Спустя несколько недель с портала госуслуг исчезла-таки пресловутая задолженность. Причем никаких дополнительных уведомлений или писем на этот счет мне больше не поступало.
Вывод: вам в аналогичной ситуации достаточно сразу написать в ГИБДД. Но только если штраф действительно был оплачен, а у вас имеются хоть какие-то подтверждающие документы. Если же квитанции об оплате не сохранилось, боюсь, придется сначала заручиться подтверждением из банка. А вот обращаться с подобными проблемами непосредственно на госуслуги бессмысленно - это исключительно информационный портал.
Победа! И достигнута она, что называется, не вставая с дивана - онлайн. Браво!.. Хотя стоп. Появилась новая проблема: 7 штрафов за превышение скорости с камер фотофиксации. Все нарушения совершены через пару дней после того, как я продал личный автомобиль. Видимо, новый владелец не привык ездить медленно. Придется снова воспользоваться онлайн-сервисом ГИБДД для обжалования ошибочных штрафов. О результатах обязательно напишу в следующий раз.
Фото: Константин Васильев, Сергей Фадеичев/ТАСС, Петр Ковалев/ТАСС