ПДД XIX века – спецсигналы, ксенон и шиномонтаж
Есть крылатая фраза «В России за 10 лет меняется все, а за 200 – ничего». Ее приписывают и Салтыкову-Щедрину, и Столыпину, и кому только не... Обычно ее относят к политической жизни. Но, думаете, в других сферах иначе дела обстоят?
Дороги
Возьмем, к примеру, дороги. Практически сразу после изнурительной Отечественной войны с французским забиякой Александр Благословенный взглянул на дорогу между Питером и Москвой и повелел:
Зачем? Затем, что главная дорога империи – это не просто проезжий тракт для дилижансов: это еще и визитная карточка государства. В пушкинские времена это почему-то было всем понятно, а потому дорогу делали не для показухи, а нормально. И даже Пушкин, клеймивший отечественные колеи и рвы последними словами, назвал новое шоссе «великолепным»!
А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»
В каком состоянии находится нынешняя трасса, говорить не хочется.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», VII, XXXIV
М10 все время латают, а М11 все время строят, одновременно придумывая новые ценники. Создается впечатление, что эту дорогу построили бы мгновенно только в том случае, если бы кому-то пришла в голову мысль выложить ее тротуарной плиткой! Плитки у нас, судя по всему, много, и денег на нее не жалко.
А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»
По этой дороге по-прежнему судят о состоянии дел в России.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», VII, XXXIII
Скорость
Шумахеры, конечно, были на Руси всегда. Но в петровские времена это было чревато. Нарушил – пожалеешь: в лучшем случае высекут плетьми, а в худшем загремишь на каторгу или, того хуже, отправишься на тот свет… Очень действенный способ, полагал наш первый император...
Впрочем, со временем все поменялось. Бронзовый Петр с памятника Фальконе мрачно следил за тем, как подраспустился его народец. Если раньше признаком важности пассажира была степенная, неторопливая езда (кстати, Москва ездила медленнее Питера!), то в пушкинские времена все перевернулось: мол, кто быстрее едет, тот и «круче»! Заканчивались уличные гонки вполне предсказуемо – «гонщиков», как правило, ждал полицейский участок, а пострадавших… ну, кому как повезет. Кучер отправлялся под суд, лошадей отбирали, а потерпевшему оказывали помощь за счет… седока провинившегося экипажа. И правильно: нечего все на кучера валить…
А.C. Пушкин, «Евгений Онегин», V, II
Между прочим, зимние скорости тогда были выше летних! Зимой, как правило, развивали скорость не более 12 верст в час, летом – не более 10, осенью – 8. В среднем – 70–100 верст в сутки. А бывалые ямщики за 24 часа проезжали по 250 верст. Что касается Александра Сергеевича, то он обожал скорость…
Из письма А.С. Пушкина П.А. Осиповой
Шиномонтаж
Световые и звуковые сигналы
У нас еще недавно элементом крутости был ксеноновый свет. Сегодня в моде светодиоды. В пушкинские времена для аналогичных целей использовались фонари:
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, XXVII
Число фонарей (один или два) или факелов определяло солидность седока. Двойные фонари – это признак дорогой кареты, владельцу которой важен имидж. Граненые стекла фонарей, светящихся по обеим сторонам кареты, преломляли свет, создавая необычную радугу на зависть окружающим – своего рода «ксенон» тех лет.
Что до звуковых сигналов, то их успешно заменяли пацаны-форейторы с высокими голосами, которые вопили так, что мало никому не казалось… Но – важный момент – в России той поры для светского молодого человека не считалось зазорным не держать собственного выезда. Или, говоря современным языком, обходиться без тачки, пользуясь общественным транспортом…
А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»
Спецсигналы
Или вот еще фрагмент из той эпохи – про поведение на дорогах. Мигалки и сирены пока что не придуманы, но борьба со спецсигналами уже ведется! Указом 1834 года – это при Николае I – езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. А всей остальной шушере – низзя. Будь ты хоть трижды помощник городничего.
Можно ли сказать, что в те времена обстановка на дорогах была лучше? Можно, конечно же, – хотя бы потому, что транспорта было несоизмеримо меньше. Еще один плюс тех времен: чем больше снега зимой, тем… лучше. При этом в любом случае о безопасности думал не только «шофер», но и лошадь – эдакий автопилот ушедших времен. Экология… ну разве что ароматный конский навоз посреди Тверской или Миллионной. Впрочем, это же органика!
Скорости? Ну с этим ясно: сегодня всё осуществляется быстрее. Другое дело, нужны ли человеку высокие скорости. Ведь долгий путь всегда давал возможность спокойно подумать, привести в порядок мысли, принять взвешенное решение. А насчет кайфа от нынешних скоростных автомобилей хорошо сказал М.М. Жванецкий: дескать, «проблемы не уходят – они перемещаются. Стали заводиться на морозе – тут же стало тесно на дорогах. Проблема просто ушла из правого ряда в левый. От того, что вы стали как бы быстрее добираться, у вас что – освободилось время? Нет! Его стало меньше! Так мы уже думаем – может быть, пусть хуже заводятся, но чтобы свободнее было ездить и в чистом воздухе?».
Мне всегда казалось, что личному автомобилю уготована судьба лошади: уйти со сцены. По выходным или вокруг дома – это пожалуйста, а вот по делам – ни-ни.
Есть иные мнения – поделитесь в комментариях!
Фото: из архива автора