Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР
Принципиальной разницы между батареями для «азиаток» и «европеек» нет. По сути, тот же свинец, купающийся в кислоте. «Азиаток» выдает разве что конструктивное исполнение с выпирающими вверх клеммами. У «европеек» они как бы утопают в корпусе. И пропорции немного другие: «азиатка», при прочих равных показателях, обычно чуть короче и уже, но при этом несколько выше.
Для экспертизы мы подобрали «азиаток», объединяемых типоразмером D23. Литерой D обозначается группа батарей шириной около 170 мм и высотой 200 мм, а индекс 23 – это приблизительная длина батареи в сантиметрах. Аккумуляторы такого типа представлены у нас не столь широко, как классические «европейки», но при этом являются весьма востребованными. Их устанавливают на сверхпопулярные малолитражки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также на другие модели Kia, Hyundai, Nissan, Honda, Mitsubishi, Suzuki и проч. Отметим, что часть батарей рассчитана на крепление не прижимной планкой через верх, а за прилив корпуса у самого дна батареи. В большинстве случаев эти приливы не препятствуют установке в автомобили, рассчитанные на крепление верхней планкой.
КАК ВЫБРАТЬ БАТАРЕЮ?
- Габариты. Покупать нужно такую АКБ, которая заведомо поместится на штатном месте – под капотом, в багажнике или под полом. Обидно при покупке ошибиться на сантиметр.
- Полярность. Проще всего посмотреть на старую батарею и уточнить, где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» могут различаться и формой, и расположением. На большинстве автомобилей разместить батарею с нештатной полярностью не удастся, так как не хватит длины проводов.
- Бренд. Советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто. Не советуем брать дешевые батареи неизвестных брендов.
- Цена. Бренд обычно определяет и цену. Заявленные электрические параметры – ток и емкость – зависят от габаритов. Не обращайте внимание на советчиков, которые говорят что-то про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Они плохо учились в школе.
Выбрали? Батарею перед установкой на машину непременно следует зарядить. Тем, кто не осознаёт необходимости этого этапа, предлагаем изучить нашу таблицу, где в графе «Резервная емкость» приведены в скобках параметры батарей на момент продажи. Назвать их полностью заряженными никак нельзя.
Мы собрали 14 батарей. Постарались не привлекать совсем уж неизвестных игроков. Самая дорогая батарея в нашей выборке – корейская Rocket. Оглушительные 9000 рублей пришлось отдать потому, что именно такую цену заломил официальный дилер Kia. Самая дешевая – отечественная Tyumen Вattery 6СТ‑60L Asia за 3150 рублей. Само собой, в разных торговых точках цены могут сильно различаться: та же «сибирячка» стóит в заводском магазине менее 2000 рублей. Именно по этой причине мы решили не учитывать цену батарей при распределении мест – параметр «цена/качество» носит чисто справочный характер.
Все купленные батареи – гарантийные. Но для аккумулятора термины «новая» и «гарантийная», увы, не синонимы. Поэтому не стоит удивляться тому, что при замерах резервной емкости батарей в состоянии поставки результаты всегда получаются настолько разными, что сразу видно, кто и сколько провалялся на складе. Но для продавца всё, что стоит на полке, – новое: он лишь ставит печать и дату продажи.
МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ
В испытаниях каждого вида мы присваивали лучшему и худшему результатам соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы, пропорциональные тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 128 минут, а аутсайдер – 88 минут, то участник с результатом 96 минут получал 1,80 балла. И так – для испытаний всех пяти видов. При отказе батареи в тех или иных испытаниях она получала 0 баллов. Итоговый балл – это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно разниться в разных торговых точках. В распределении мест его не учитывали.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ
• Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, аудиосистема, стеклоочистители), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Medalist, 128 минут. Худший результат: Rocket, 88 минут.
• Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Medalist, 29,55 кДж. Худший результат: Globatt, 9,67 кДж.
• Приведенная энергия пуска единым током при –18ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Medalist, 55,11 кДж. Худший результат: Globatt, 10,49 кДж.
• Приведенная энергия пуска единым током при –29ºС. Аналогично предыдущим испытаниям, за исключением температуры: –29ºС вместо –18ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Medalist, 12,63 кДж. Худший результат: Globatt; полный отказ, батарея «просела» ниже 6,0 В уже на 21‑й секунде разряда вместо положенных 30 с.
• Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда.
Лучше других принимает заряд Varta Blue Dynamic – 26,03 А. Меньше других зарядный ток у батареи Banner Power Bull – 20,86 А.
Примечание. Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
Ориентировочная цена 4200 руб.
Заявленная емкость 65 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 540 А (ССА)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,06 кг/–
Габариты 232×173×222 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности в пятой банке
Возможно, в тепличных условиях батарея повела бы себя лучше, но на морозе ей стало плохо. Ток при –18ºС она выдает хуже всех. А при –29ºС бедняга просто померла: напряжение на клеммах быстро упало ниже 6 В – незачет. Страна-производитель не указана, есть только ссылка на некие «немецкие технологии».
Ориентировочная цена 9000 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч
Заявленная резервная емкость 92 мин.
Заявленный ток 550 А (SAE); 440 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,55/15,5 кг
Габариты 231×170×222 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности –
Дорогущую батарею купили исключительно потому, что она продавалась у официального дилера Kia. Денег жалко до сих пор: самая низкая резервная емкость, крайне слабые результаты при –29ºС, полный провал по соотношению цены и качества.
Ориентировочная цена 4700 руб.
Заявленная емкость 70 А∙ч; 110 мин.
Заявленная резервная емкость 100 мин.
Заявленный ток 580 А (CCA)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 13,5 кг/–
Габариты 238×168×207 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности во второй банке
Масса батареи подозрительно мала – победители на несколько килограммов тяжелее! Это наводило на скептические мысли. Так и получилось: все испытания изделие выдержало, но ни на одном этапе не набрало даже трех баллов из пяти возможных. Слабый результат.
Ориентировочная цена 5900 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 510 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–
Габариты 230×171×224 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности –
Австрийскому бренду в наших испытаниях обычно не везет. Провалов нет, но и до звезд далековато. В этот раз отметим разве что неплохую резервную емкость (более 100 минут) и… И всё, наверное. При –29ºС батарея еле-еле сдюжила, заряд она принимает хуже других, а цена далеко не привлекательная.
Ориентировочная цена 7200 руб.
Заявленная емкость 66 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 575 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,2 кг/–
Габариты 231×172×223 мм
Газоотвод через пробки
Контроль уровня электролита через пробки
Глазок заряженности –
За что платить такие деньги? Дороже в нашей выборке только Rocket. Ни в одном испытании аккумулятор не набрал даже трех баллов. А если при расстановке мест учитывать цену, то получается третье место с конца.
Ориентировочная цена 4500 руб.
Заявленная емкость 62 А∙ч
Заявленная резервная емкость 550 А (EN)
Заявленный ток –
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,04 кг/–
Габариты 230×173×223 мм
Газоотвод через пробки
Контроль уровня электролита через пробки
Глазок заряженности во второй банке
Российская батарея неплохо выдала обещанный ток при –18ºС: шестой результат в нашей выборке. Именно это и позволило занять девятое место. Все остальные ее результаты ниже 2 баллов.
Ориентировочная цена 4800 руб.
Заявленная емкость 70 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 600 А (ССА)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,03/16,6 кг
Габариты 232×175×225 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности во второй банке
«Кореянка» показала шестой результат по резервной емкости и по заявленному току при –18ºС. Общий уровень средний.
Ориентировочная цена 4350 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 540 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–
Габариты 230×171×220 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности –
Батарея Bosch выступила без блеска. Отметим разве что шестой результат при –29ºС. Заряд батарея принимает без аппетита, что говорит о неважной способности восстанавливаться после глубокого разряда. От производителя со столь громким именем ожидаешь большего.
Ориентировочная цена 4725 руб.
Заявленная емкость 65 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 590 А
Измеренная/заявленная масса с электролитом 17,11/17,3 кг
Габариты 231×175×223 мм
Газоотвод через пробки
Контроль уровня электролита через пробки
Глазок заряженности в четвертой банке
«Сибирячка» заслужила участие в «цветочной церемонии» – шестой результат. Особо отметим высокую резервную емкость – второй показатель среди всех участниц.
Ориентировочная цена 6900 руб.
Заявленная емкость 65 А∙ч
Заявленная резервная емкость 126 мин.
Заявленный ток 600 А (ССА)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,04 кг/–
Габариты 232×172×221 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности в третьей банке
Батарея стала четвертой в испытании на резервную емкость и при замерах энергии разряда при температуре –29ºС. По резервной емкости – пятый результат. В общем, очень хорошо.
Ориентировочная цена 4200 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 540 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–
Габариты 232×171×220 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности –
Аккумулятор выиграл соревнования по приему тока заряда, в остальных номинациях выступил ожидаемо. В целом батарея подтвердила соответствие громкому имени.
Ориентировочная цена 4500 руб.
Заявленная емкость –
Заявленная резервная емкость 120 мин.
Заявленный ток 650 А
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,66 кг/–
Габариты 230×171×223 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности в третьей банке
Второй результат при –29ºС вызывает уважение. Отметим также хорошую резервную емкость. Рекомендуем.
Ориентировочная цена 3150 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч
Заявленная резервная емкость –
Заявленный ток 520 А (EN)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,05/16,1 кг
Габариты 230×171×216 мм
Газоотвод через пробки
Контроль уровня электролита через пробки
Глазок заряженности –
Аккумулятор вновь подтвердил статус лучшей российской батареи. По соотношению цены и качества изделие даже оказалось лучшим. Отметим второй результат в выдаче тока холодной прокрутки при –18ºС, а также третий результат при –29ºС и по резервной емкости. Рекомендуем!
Ориентировочная цена 4500 руб.
Заявленная емкость 70 А∙ч
Заявленная резервная емкость 120 мин.
Заявленный ток 650 А (BCI)
Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–
Габариты 230×172×222 мм
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита –
Глазок заряженности в третьей банке
Корейская батарея вспомнила былое и вновь выиграла соревнования с большим перевесом, победив в четырех номинациях из пяти. По внезачетному соотношению цены и качества она уступила только отечественной Tyumen Вattery 6СТ-60L Asia. Рекомендуем!
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
• В вольтах (В) измеряют напряжение U.
• В амперах (А) измеряют ток I.
• В омах (Ом) измеряют сопротивление R. 1 В = 1 А × 1 Ом.
• В ваттах (Вт) измеряют мощность Р.
• В джоулях (Дж) измеряют энергию W.
Кроме того, ее же часто измеряют в киловатт-часах (кВт·ч).
Р = U·I; W = U·I·t
1 Вт = 1 В × 1 А = 1 Дж/с = 1 Н·м/с = 1 кг·м²/с³
1 Дж = 1 В × 1 А × 1 с = 1 Вт × 1 с = 1 Н·м = 1 кг·м²/с = 0,00028 кВт·ч
1 кВт·ч = 1000 Вт × 3600 с = 3600 кДж
• В кулонах (Кл) измеряют заряд q. Кроме того, его часто измеряют в ампер-часах (А·ч)*. 1 ампер-час – это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нем тока силой 1 А.
q = I·t; 1 Кл = 1 А × 1 с; 1 А·ч = 3600 Кл
*Емкость батареи косвенно оценивают также в ампер-часах, но такая оценка некорректна.
ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему не все АКБ оснащены индикатором-глазком?
Такой индикатор не очень-то и нужен. Формально он помогает визуально оценить уровень и плотность электролита, но лишь в одной из банок. Многие производители вводят его в конструкцию лишь для того, чтобы покупатель сразу успокаивался: мол, если глазок есть, значит батарея современная. Но, между нами, это просто забавная игрушка.
2. Стоит ли в холодное время года перед пуском «греть» батарею включением фар?
Нет. Раньше этот прием пропагандировался, но сегодня его считают бесполезным. Разогреться АКБ не успевает, а вот заряд теряет.
3. Верно ли, что при установке батареи большей емкости она постоянно будет недозаряжаться?
Нет, конечно. Что может помешать ей заряжаться полностью? Если, к примеру, при пуске холодного мотора батарея отдала 1 А∙ч, то ровно столько же должен вернуть ей генератор. А какая при этом емкость указана на этикетке АКБ, не важно.
4. Как проще всего оценить, жива батарея или нет?
С помощью любого тестера или вольтметра. Надо при холодном моторе измерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Снимать клемму при этом не нужно. После заряда и выдержки (хранения батареи, отключенной от зарядного устройства) в течение 10–15 часов НРЦ должно составлять 12,5–12,7 В. Если напряжение ниже 12,5 В, батарею следует зарядить, причем в теплом помещении. Если замер проводится сразу после заряда, прибор покажет вовсе не НРЦ, а напряжение при заряде, которое может быть значительно выше.
5. Зачем проверять батареи при максимальных токах, если на практике они не требуются?
Если говорить о регионах с жарким климатом, то, может быть, такие токи и не нужны. А вот на морозе, когда стартер с трудом проворачивает коленвал, как раз и требуются максимально большие токи. К тому же заявленный ток косвенно характеризует качество батареи: чем он больше, тем меньше ее внутреннее сопротивление.
И последнее. Если вместо А∙ч увидите надпись А/ч (на этикетке, в статье, в рекламе – не важно), не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди. Если они не в состоянии разобраться с элементарными обозначениями собственного товара, то чего от них вообще можно ожидать?