Завтра заморозки: как подготовить автомобиль?
Первым делом, конечно, сменить летние колеса на зимние. Специалисты рекомендуют «переобуваться», когда среднесуточная температура упадет ниже +5°С. При низкой температуре летняя резина дубеет, ездить на машине становится небезопасно, особенно ночью, когда дороги могут покрываться наледью. Кстати, не забудьте помыть или хотя бы почистить колеса (и те, которые снимаете, и те, что ставите), чтобы избежать дисбаланса. А есть возможность – отбалансируйте их заново. Бывает, что это оказывается невозможно, хотя шины и не повреждены на вид. Корд деформируется из-за длительного или неправильного хранения. В этом случае поможет только покупка нового комплекта шин.
В холода возрастает нагрузка на энергосистему. Нужно проверить состояние аккумулятора и работоспособность генератора. Лучший инструмент для этого – вольтметр. В некоторых автомобилях он встроенный. При неработающем двигателе напряжение должно быть около 12 В, при пуске – «просаживаться» примерно до 10 В, а с заведенным мотором находиться в пределах 13,9–14,5 В.
Не беда, если такого прибора в машине нет – можно использовать самый простой переносной тестер (мультиметр). Напряжение на клеммах заряженного аккумулятора должно быть около 12,6 В, а при пуске стартером падать не ниже 9,5 В. Есть вариант еще дешевле и проще — вольтметр, который включается в гнездо прикуривателя. Но нужно учесть, что он будет показывать напряжение ниже реального на 0,5-0,7 В. Что касается смотрового глазка, который есть на многих аккумуляторных батареях, то он позволяет только удостовериться в том, что электролит есть в одной из банок. Наши эксперты считают глазок бесполезной игрушкой.
Убедившись в исправности электросети, необходимо проверить все световые приборы, включая стоп-сигналы и задний ход. Как это сделать без помощника, я уже рассказывал. Если где-то перегорела лампочка – заменить, и ради безопасности, и потому что этого требуют ПДД. Пункт 3.3 запрещает эксплуатацию автомобиля с неисправными внешними световыми приборами. Не ждите встречи с автоинспектором!
Если приближается время очередного техобслуживания, его стоит провести до заморозков. Поменять свечи, фильтры (в том числе топливный) и масло. С негодными свечами двигатель будет плохо пускаться и неровно работать, забитый топливный фильтр грозит перебоями в подаче бензина, а загустевшее масло увеличивает износ деталей мотора и также затрудняет его пуск. Попросите мастеров техцентра оценить состояние тормозных колодок и дисков. Можете проверить и сами, померив толщину фрикционных накладок. Если она меньше 2 мм, колодки просятся на замену.
Проверьте уровень антифриза в расширительном бачке, при необходимости долейте: отопителем в холода приходится пользоваться постоянно, а тепло он забирает у системы охлаждения двигателя, рассчитанной на циркулирование определенного объема жидкости.
Вспомните, что залито в бачок стеклоомывателя. Если вода или летняя омывайка-«мухомой», жидкость нужно срочно менять на незамерзайку. Иначе она превратится в лед и не даст мыть стекла. Тогда бачок придется отогревать на теплой (подземной) парковке или дома, вытащив его из-под капота. Но во многих автомобилях он скрывается в одном из передних крыльев, и достать его довольно сложно.
А в каком состоянии ветровое стекло вашей машины? Затертое, в трещинах? Лучше его заменить. Плохое стекло заставляет вглядываться в дорогу – водитель сильнее устает. А ездить поздней осенью и зимой и без того непросто.
Заодно стоит оценить состояние щеток стеклоочистителей. Уже осенью мы начинаем пользоваться ими намного чаще, а с плохо очищенным стеклом вероятность аварии возрастает.
Подумайте, чем будете чистить стекла от наледи, а кузов – от снега. Пока нет ажиотажа, запаситесь хорошей, удобной и износостойкой щеткой с телескопической ручкой и крепким скребком для льда. Да, в крайнем случае его можно заменить, например, пластиковой карточкой или шпателем из хозмага. Однако подготовиться к ситуации лучше, чем в суматохе искать решение проблемы.
Чтобы не столкнуться с примерзшими дверьми и промерзшими замками, резиновые уплотнители стоит обработать силиконовым спреем, а в замки распылить аэрозольный вытеснитель влаги. И накапать в скважины машинного масла. Если автомобиль открывается-закрывается охранной системой с брелоком, проверьте состояние батарейки. Купите заранее размораживатель замков, а лучше два – чтобы хранить дома и на работе. Мало ли кому потребуется! Пока можно найти небольшие флакончики отечественного производства по 20 рублей. Большие аэрозольные баллоны крутых марок обойдутся раз в 5-10 дороже.
Даже если автомобиль исправен, в багажник стоит положить провода для прикуривания – хотя бы для того, чтобы помочь соседу или коллеге с севшим аккумулятором, который не читал наших советов. Заодно проверьте, есть ли в автомобиле баллонный ключ и домкрат, знак аварийной остановки, трос для буксировки, перчатки. А когда выпадет снег, постарайтесь найти в машине место для лопатки – хотя бы саперной. К сожалению, она может пригодиться, даже если вы не выезжаете из города.
Я настоятельно рекомендую приобрести и светоотражающий жилет. Если придется стоять на дороге, он сделает вас заметнее и убережет одежду (хотя бы частично) от грязи. Кстати, в ПДД собираются ввести пункт 2.3.4, обязывающий водителей носить жилет или куртку со световозвращающими полосами в темное время или в условиях ограниченной видимости на дороге или обочине.
Необязательный пункт, но полезный в наших условиях – положить в салон резиновые коврики с высокими бортиками. Они окажутся особенно полезны, когда начнется снег, но и сейчас, пока идут дожди, полы с такими корытцами будут меньше мокнуть.
Последний совет – накануне заморозков постарайтесь не оставлять автомобиль в лужах, тем более глубоких. Может быть, первый лед и не удержит машину в своем плену, но осложнит начало движения, когда и двигатель, и трансмиссия и так работают с увеличенными нагрузками. А главное – намерзший лед может вызвать дисбаланс колеса.
Ну а если мы что-то упустили, излагайте свои советы в комментариях.