Сообразим за троих, или Где же ШРУС?! Конкурс ЗР
ЗАДАЧА № 118
Где ШРУС?
На старенькой «девяносто девятой» Иваныча порвался пыльник ШРУСа. Он решил, что, раз уж предстоит возня, имеет смысл махнуть все четыре пыльника сразу. По дороге из магазина запчастей встретил соседа Серегу. Поведал ему о своей заботе, а тот хитро улыбнулся и говорит: «А у моей машины вращаются только три пыльника ШРУСа. Не веришь? Пошли к эстакаде, у меня там как раз масло из мотора сливается». Глянул Иваныч и обомлел: сосед-то правду сказал! Долго потом обсуждали, зачем конструкторы машину так спроектировали.
А вы знаете, на каких автомобилях и для чего так сделано?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2017 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 – или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из августовского номера журнала «За рулем».
Мы предложили читателям разобраться в непростой ситуации: у автолюбителя Игоря захандрила любимая «ласточка». Ее двигатель работал неустойчиво, и потому Игорь обратился к соседу, у которого нашелся простенький сканер для считывания ошибок в системе управления. Прибор «учуял» перебои зажигания в двух цилиндрах. Тогда Игорь вывернул все свечи из двигателя и увидел, что как раз на изоляторах свечей этих двух цилиндров от стального корпуса расплывается непонятное темно-коричневое кольцо. Менее темные кольцевые пояски были и на изоляторах двух других свечей.
Читатели весьма оживленно обсуждали проблему. И выдвигали самые разные предположения о причинах того, что случилось с машиной Игоря. Один из написавших обвинил во всем систему питания автомобиля: «Мы имеем дело с бедной топливовоздушной смесью. Значительные нагрузки двигателя при обедненной смеси ведут к росту температуры в камере сгорания и перегреву свечей зажигания. Характерные признаки этого – белый налет и даже следы оплавления на свечах. Другой верный показатель перегрева свечей – калильное зажигание: двигатель продолжает работать после выключения». Вроде все признаки описаны, как в учебнике. Но почему ни один не проявился на свечах, которые показаны на фото? А о калильном зажигании хозяин даже не слышал.
Другие читатели ближе подошли к решению задачи и описали явление коронного разряда, происходящего между стальным корпусом свечи и наконечником. Процитируем одно из писем: «Коронный разряд – разновидность тлеющего разряда, возникает при неоднородности электрического поля вблизи электродов. При этом электроды окружены характерным свечением, похожим на корону. Коронный разряд на свече возле изолятора – нормальное явление. Если приглядеться, следы от него видны на всех свечах, просто обычно они небольшие по высоте и почти белого цвета. В ситуации Игоря на свечных проводах, скорее всего, были старые наконечники, которые неплотно облегали изолятор свечи. Плохой наконечник не только дает коронному разряду место разгуляться, но и не препятствует попаданию грязи, которая, пригорая, образует характерный желтый поясок. Такой поясок будет шире и темнее, если в двигателе есть утечки масла. Оно скапливается в свечном колодце и под действием высокого напряжения прилипает к изолятору. Искра же «убегала» через трещины свечных наконечников, что и заметил сканер Кольки».
Всё рассказано абсолютно верно, за исключением того, что наконечники на машине не такие уж старые – пробег-то всего 70 тысяч километров.
Случай, описанный в нашей задаче, абсолютно реальный. У сотрудника нашего издательства есть автомобиль с широко известным двигателем Z1.8XER (такой же устанавливался на многие модели Opel) – с ним и произошла эта история. Ни о какой консервационной смазке речь не идет – свечи владелец вворачивал сам (причем на совесть), а изоляторы были чистые изначально. Откуда же тогда взялся темно-коричневый нагар?
Правильный ответ дал победитель конкурса: «Неисправность появилась вследствие несоблюдения требуемого момента затяжки свечи. Неудаленная смазка к этому отношения не имеет. Для стандартной новой свечи момент затяжки должен составлять 20…25 Н∙м. При перетягивании нарушается уплотнение керамического изолятора с металлическим корпусом свечи. Начинается прорыв газов из цилиндра. Из-за этого появляются пропуски зажигания».
Добавим, что коронный разряд на поверхности изолятора образовывался из-за попадания на свечу продуктов сгорания из цилиндра. Свечу мы разрезали вдоль, подтвердив теорию. Поверхности корпуса и изолятора уже после уплотнительного кольца покрыты нагаром. Поэтому всем советуем: не перетягивайте свечи!
Всем участникам конкурса спасибо. Ивана Морачева поздравляем с победой! Он получает от компании Autorolla комбоустройство «3 в 1» ParkCity CMB 800.