Не так платим – штрафы надо увеличить в 2 раза. Или в 4!
Как известно, за границей (в цивилизованной ее части) царит образцовый порядок. Во всяком случае, массовый российский обыватель в этом, как правило, убежден. И поэтому в свое время я искренно удивился, когда на моих глазах таксист в законопослушной Германии лихо развернулся перед гостиницей через двойную сплошную, чтобы забрать ожидавших его пассажиров.
Моего вопроса немцы тогда просто не поняли. Но в итоге выдали следующую версию увиденного:
– А здесь его никто не видит!
Это было несколько лет назад, но удивление так и не рассеялось. При всем при том, что порядка на дорогах там, конечно же, больше. Откуда родом был тот таксист – дело темное.
– Я знаю, как покончить с воровством! – говорила мне одна пожилая дама. – Руку рубить! Очень действенный способ…
Да, на Востоке такое практиковалось. И, наверное, действовало неплохо. Да и сейчас отдельные государства допускают чрезмерно суровые по меркам развитых стран наказания для несознательных сограждан. Плохо только одно: взять ход назад уже не получится. А сколько невинного народа можно при этом перебить, мы с вами знаем лучше других. Поэтому лучше поговорим про денежные штрафы.
Для меня ясно одно: любой штраф должен быть очень чувствительным. В советские времена я боялся дырок в правах, потому что они казались мне чем-то вроде вентиля, перекрывающего воздух. А самым веселым наказанием в институтские времена считалось «поставить на вид». Никто не понимал, кого и куда надо поставить, а потому всем было смешно.
Сегодня мерилом всего являются деньги. Казалось бы, хорошее решение. Но, по неизвестной мне причине, государство как-то побаивается их брать. То и дело всплывают заметки о должниках-рекордсменах, которые набирают горы штрафных квитанций, не обращая на них внимания. А потом следуют какие-то амнистии – насмешка над теми, кто честно оплатил свой проступок.
Второй, непонятный мне нюанс – возможность заплатить лишь половину требуемой суммы. Это уже похоже на какое-то шоу. Дескать, голубчик, заплати нам, пожалуйста, хоть что-нибудь! Может быть, стоит разнообразить шоу и ввести накопительные дисконтные карты? Чем чаще нарушаешь, тем меньше заплатишь в следующий раз?
Сколько с кого брать?
Кстати, а какой величины должен быть штраф? И это, пожалуй, самый сложный вопрос. Потому что расслоение доходов в нашем обществе – сумасшедшее: сравните, скажем, игрока в кожаный мяч и доцента с мелом в руках. Поэтому при одном и том же нарушении первый раскошелится, грубо говоря, на свою часовую зарплату, а вот второй – уже на недельную. При таком положении дел первый из упомянутых членов общества может спокойно носиться по встречке и парковаться хоть в десятом ряду…
Стало быть, надо учитывать уровень доходов? Но у нас это не сработает: при таком подходе мы зайдем в тупик очень быстро. Тут же выяснится, что обладатель Лексуса вообще нигде не работает, а существует на пенсию бабушки. Да и Лексус тоже не совсем его… А если добраться до извозчиков с характерной внешностью, то, кроме жалостливого «дэнэг нэт», вообще ничего не услышишь…
В общем, я предлагаю следующее.
Конечно, все эти «накопления» должны обнуляться при смене собственника машины, иначе можно купить автомобиль, предыдущий владелец которого наездил на многократно выросшие штрафы, и сильно потом удивиться непомерному наказанию за первый случайный проступок на дороге.
В одни ворота?
Понимаю, что предложение снова увеличить штрафы, пусть и за повторные нарушения, радости ни у кого не вызовет. Поэтому, чтобы игра не шла в одни ворота, необходимо установить на игровом поле вторые. Первые – для водителей и пешеходов, вторые – для чиновников, от работы которых зависит безопасность на наших дорогах. Информацию собрать проще простого – хоть по тому же принципу, по какому сегодня следят за платными парковками. Да и участники движения радостно просигнализируют об очередных ямах, колдобинах и прочих недоделках в дорожной инфраструктуре. Как правило, после получения подобной информации через онлайн-сервисы вроде «Добродела» ямы быстро латают…
Вспоминая ту же Германию, отметим, что там присутствует четкое разделение труда. Одна фирма, к примеру, проектирует дорогу, вторая кладет асфальт, третья наносит разметку – и так далее. При этом каждый последующий подрядчик принимает работу предыдущего. Или – не принимает!
Наивно? Да, наверное. Поэтому обращаюсь с любимым вопросом: кого и на сколько нужно штрафовать, чтобы на наших дорогах было подобие порядка? Только поконкретнее, пожалуйста