Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗР
Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.
Огонь!
Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.
Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола – всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.
Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая. При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого – два пути: капремонт или помойка. Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.
Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от –20 до –12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.
Что получилось?
В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей – и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.
По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.
Чуть больше года назад (ЗР, № 8, 2016) мы провели аналогичную экспертизу – тогда из дюжины протестированных охлаждающих жидкостей половина оказалась пожароопасной. Три из них – Pilot, Unix и Аляsка – вновь попали к нам на проверку. И опять та же картина: горят синим пламенем. Видимо, производители за это время не успели (или не захотели) изменить технологию и наладить выпуск негорючих охлаждающих жидкостей. Самым страшным для них будет наказание рублем – если люди перестанут покупать их продукцию. Равно как и другие охлаждающие жидкости, не выдержавшие испытания.
Результаты теста – в фотогалерее. Они относятся только к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для каких-либо выводов о деятельности той или иной компании в целом.
Как выбрать хорошую охлаждающую жидкость? Самый простой и надежный вариант – воспользоваться результатами наших исследований и приобретать только ту продукцию, которая успешно выдержала испытание. Вы продлите жизнь вашему двигателю и сможете избежать дорогостоящего ремонта.
ООО «Тектрон», Пушкино
Температура кипения 82 ºС
ГОРИТ
ООО «Промсинтез», Дзержинск
Температура кипения 76 ºС
ГОРИТ
ООО «Промсинтез», Дзержинск
Температура кипения 76 ºС
ГОРИТ
АО «Обнинскоргсинтез», Обнинск
Температура кипения 110 ºС
НЕ ГОРИТ
Производитель не указан
Температура кипения 96 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Промсинтез», Дзержинск
Температура кипения 86 ºС
ГОРИТ
ООО «Тектрон», Пушкино
Температура кипения 91 ºС
ГОРИТ
ООО «Синтез-Пак», Дзержинск
Температура кипения 103 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Полихимавто», Дзержинск
Температура кипения 108 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Гелена Химавто», Москва
Температура кипения 108 ºС
НЕ ГОРИТ
ОАО «Техноформ», Климовск
Температура кипения 108 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «НПО «Органик-Прогресс», Дзержинск
Температура кипения 89 ºС
ГОРИТ
АО «Обнинскоргсинтез», Обнинск
Температура кипения 109 ºС
НЕ ГОРИТ
АО «Делфин Индастри», Пушкино
Температура кипения 91 ºС
ГОРИТ
ООО «Гелена Химавто», Москва
Температура кипения 109 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Гелена Химавто», Москва
Температура кипения 121 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Гелена Химавто», Москва
Температура кипения 121 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Стрэкстэн», Пушкино
Температура кипения 79 ºС
ГОРИТ
ООО «Стрэкстэн», Пушкино
Температура кипения 80 ºС
ГОРИТ
ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Дзержинск
Температура кипения 103 ºС
НЕ ГОРИТ
АО «Обнинскоргсинтез», Обнинск
Температура кипения 110 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «Нижнекамскнефтеоргсинтез», Нижнекамск
Температура кипения 86 ºС
ГОРИТ
ООО «Нижнекамскнефтеоргсинтез», Нижнекамск
Температура кипения 81 ºС
ГОРИТ
АО «Обнинскоргсинтез», Обнинск
Температура кипения 112 ºС
НЕ ГОРИТ
ООО «ПКФ «СВ-ХИМ ПРО», Дзержинск
Температура кипения 81 ºС
ГОРИТ
ООО «ПКФ «СВ-ХИМ ПРО», Дзержинск
Температура кипения 81 ºС
ГОРИТ
ООО «Автохимпроект», Москва
Температура кипения 109 ºС
НЕ ГОРИТ
ТЕРМИНОЛОГИЯ
В стародавние времена в радиаторы автомобилей заливали воду. С наступлением холодов ее разбавляли этиленгликолем; такой состав на морозе превращался в вязкую шугу с кристалликами льда, которая не угрожала порвать в клочья мотор и радиатор. Это и был первый антифриз (в переводе – незамерзайка).
Чугунным моторам и латунным радиаторам дремучих автомобилей подобная смесь не грозила коррозией. А вот в более современных двигателях горячий антифриз начал выгрызать куски металла. Поэтому химики создали новую охлаждающую жидкость. Первые три буквы ее названия взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии. Так появился «Тосол».
Название превратилось в имя нарицательное. Однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась: этим именем начали называть любые охлаждающие жидкости для машин отечественного производства. «Тосол» и «антифриз» стали чуть ли не синонимами определений «плохой» и «хороший». К сожалению, такое разделение охлаждающих жидкостей поддержали все – от оптовиков и розничных торговцев до автомобилистов. В то, что сегодня называют тосолом, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства. И это объяснимый ход: дешево и вполне достаточно для Жигулей. А вот чтó заливают в яркие и привлекательные канистры с надписями «Антифриз», мало кому известно. И тем более неизвестно, как оно отразится на здоровье современного двигателя дорогой иномарки.
Так что вывод традиционный: избежать неприятностей вам помогут экспертизы ЗР.