Самые популярные модели Китая, США, Бразилии... Мы идем своим путем
Со статистикой продаж не поспоришь: «коллективный» выбор российских водителей — переднеприводный седан с бензиновым мотором рабочим объемом от 1,4 до 1,6 л и мощностью до 100 л. с. Конечно же, с механической коробкой передач. После седанов следующими по популярности идут кроссоверы/вседорожники (во многом благодаря вечным Нивам среди лидеров продаж), затем пятидверные хэтчбеки. Все это вместе значительной частью – «то, на что хватило денег», недорогие практичные автомобили. Доли минивэнов, трехдверных хэтчей и всяких пикапов при этом просто ничтожны.
России нужен царь
Возможно, кроссоверы действительно наводнили бы всю страну, а не только большие города, будь они еще проще и дешевле, чем самые простые и дешевые из них. Хэтчи с увеличенным клиренсом кроссоверами формально не считаются, а потому лидеры продаж в России в этом году прежние: Kia Rio (седан), Гранта (седан и лифтбек) и Веста (седан). Из кроссоверов самый популярный — Hyundai Creta, но, как ни крути, Грант в период с января по сентябрь продано на 30 тысяч больше. И марка Lada безусловный царь российского рынка, подчеркивая тем самым общую тенденцию – в странах, где есть родной автопром, доминирует как раз продукция этого автопрома.
Кстати, в мире совсем немного государств, где кроссоверы столь же желанны, как и у нас. Даже если взять наиболее зажиточные державы, у тамошних народов совсем другие приоритеты – не такие, как в России, но тоже не в пользу того, что изначально называлось SUV или CUV.
Американская загадка
Самым загадочным автомобильным рынком, возможно, следует признать американский. В США ведут статистику продаж двумя способами – с грузовиками и без грузовиков. Если смотреть без грузовиков, то лидер рынка – классический седан Toyota Camry. Если с грузовиками, то всю тройку призеров в прошлом году составили пикапы Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Ram Truck. Суммарно их продали почти 1,9 млн штук – новых! Результат Camry – 388 тысяч – вдвое меньше, чем у фордовского пикапа.
При этом свыше 80% населения США живет в городах, из них три четверти – в крупных городах. В чем прикол ездить в офисы и по штатовским хайвеям именно на громоздких и прожорливых пикапах? Но и в этом году по итогам первого полугодия лучше всего продавалась названная троица, причем у Форда есть шанс перекрыть прошлогодний показатель в 820 тысяч и еще немного увеличить долю одной модели на рынке, составлявшую сумасшедшие 8,8%!
В соседней Мексике, где дороги похуже, а сельчан больше, пикапы тоже в достаточном почете, что гораздо более объяснимо. Но по продажам лидирует компактный седан Nissan Versa, собираемый в Мексике на общей с Микрой и Ноутом платформе. Концептуально близок к нашей Гранте – простой автомобиль за небольшие деньги.
Китайский феномен
Безумная автомобилизация Китая идет своим, особенным путем. Притом что за год здесь продают под 25 млн новых машин, очевидного, ярко выраженного лидера среди моделей, в общем-то, нет.
Что касается кузовных предпочтений, то наблюдается странная (для всего остального мира) картина. В прошлом году абсолютным лидером рынка был… минивэн Wuling Hongguang (продано 650 тысяч штук), в серой раскраске чем-то напоминающий вазовскую «Надежду». Он поначалу лидировал и в этом году, хотя ему предрекали быстрое падение. На втором месте видим седан Volkswagen Lavida (нечто среднее между Джеттой и Пассатом, созданное специально для китайского рынка). На третьем – кроссовер Haval H6, который, возможно, станет чемпионом по продажам этого года. А в тройку лидеров может войти, вытеснив, скорее всего, Лавиду, седан Buick Excelle GT — продолжатель рода Lacetti, у которого буквы GT просто для красоты.
Вкусы китайцев все же нам более близки, чем американские, поскольку самая продаваемая марка в Китае – Volkswagen.
Глобальные чемпионы
Третий по величине рынок – японский – во много раз уступает китайскому и американскому. Он тоже крайне специфичен, а потому на погоду в мире влияет несильно. Но вот интересно, чего же покупают больше всего на планете?
Это, разумеется, не Lada и даже не Kia Rio, в целом по миру занимающая позицию в восьмом десятке. Рейтинг мировых продаж за первый квартал этого года открывает Toyota Corolla (297 тысяч), далее следует пикап Ford (244 тысячи – в основном за счет продаж на родине), затем Volkswagen Golf (220 тысяч). Кроссоверы занимают четвертое и шестое места, это Honda CR-V и Toyota RAV4. По большому счету такие результаты мало о чем говорят. В частности, под названием Corolla в мире продают несколько довольно разнящихся моделей. А CR-V и RAV4 набирают главные голоса в США, где они весьма востребованы (по 350 тысяч в прошлом году).
Европейцы совершенно очевидно холодны к Тойоте и Хонде и тем более к «корейцам». Чаще всего выбирают хэтчбеки и седаны европейских марок, демонстрируя пристрастие к компактным моделям. Общеевропейский топ-5 за первое полугодие 2017-го: Golf, Clio, Polo, Fiesta, Corsa. Где же безумно популярные кроссоверы? На шестом и девятом местах — Qashqai и Tiguan. Самая продаваемая из Тойот – Yaris, семнадцатая позиция. Первая десятка самых продаваемых марок – сплошь европейские (таковым считают и европейское отделение Ford). Toyota - на одиннадцатом месте.
Похожи ли мы на Европу? Судите сами. Кое-какие точки пересечения есть — с поправками того рода, что наш Polo не совсем такой же, как в Европе. Но такую благорасположенность к корейским маркам, как у россиян, можно найти, пожалуй, только в самой Корее. Напоследок пробежимся по некоторым странам, дабы удостовериться в этом. Все подробности — в галерее ниже.
Фото: фирмы- производители