Можно ли выезжать из автосалона зимой на летних шинах?
По букве закона
Уже третью зиму действует пункт технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вступил в силу с 1 января 2015 года), запрещающий в зимний период эксплуатировать автомобиль на летних шинах. С декабря по февраль допустимо ездить только на зимних покрышках. Местные власти вправе увеличить этот срок – учитывая климатические особенности региона, но сокращать его не могут.
Требование существует, однако наказание за неисполнение не установлено. В Госдуме уже второй год пылится законопроект, предусматривающий штрафы для водителей за использование шин не по сезону. Если депутаты, наконец, примут поправки в КоАП, будет утвержден штраф в размере 2000 рублей.
По факту
К дилеру машина приходит именно на летних шинах – и на них же передается покупателю. Круглогодично! В зимнее время мы фактически приобретаем некий полуфабрикат, на котором выезжать за ворота дилерского центра нельзя. Что делать? Ехать до дома на летних, рискуя попасть в аварию, или сразу переобуваться?
Зачастую (но не всегда!) о переобувке заботится дилер, предлагая зимние шины из имеющихся в наличии. Частенько, пользуясь ситуацией, просит за них дороже, чем в шинном магазине. Если повезет, можно попасть на акцию вроде «Купи новый автомобиль и получи зимние шины бесплатно».
Заботливые и равнодушные
А есть ли рекомендации насчет зимних шин от производителей автомобилей? Мы прошерстили сайты трех десятков ведущих марок. Менее четверти рекомендуют для своих машин конкретные зимние покрышки.
С разбивкой по моделям указывают зимние шины лишь немецкие компании, выпускающие премиальные автомобили: Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche, а также Renault и Nissan. Для каждого приведены соответствующие модели шин разных размеров, индексов скорости и нагрузки. Самые свежие из рекомендуемых шин – у компаний BMW, Nissan и Renault: например, в их числе есть новинки 2017 года Nokian Hakkapeliitta 9 и Nordman 7.
Porsche рекомендует использовать зимние шины с маркировкой N0, N1 и N2 на боковине. Это допуск, который получают зимние покрышки, прошедшие комплексные испытания. На некоторые машины, за исключением Панамеры, Porsche допускает установку шин Nokian Hakkapeliitta без такой маркировки.
Компании Citroen, Peugeot и Volkswagen лишь упоминают о необходимости использования зимних шин, но без конкретных рекомендаций. А оставшееся большинство – среди них и лидеры российского рынка Hyundai, Kia, Skoda, Toyota, Ford – об этом даже не заикаются: они полностью перекладывают ответственность за выбор шин на автовладельцев.
Еще удивительнее, что до сих пор ни один из исконно русских автопроизводителей не озадачился составлением списка рекомендованных зимних шин. Нам известно, что АВТОВАЗ очень тщательно подбирает летние шины для своих моделей. Наверняка испытывает и зимние. Но по необъяснимым причинам отказывается выносить результаты в народ. Хотя рядом прекрасный пример для подражания – партнеры Renault и Nissan.
А как должно быть?
Каждый автопроизводитель обязан публиковать перечень рекомендованных зимних шин для всех своих автомобилей. Обновлять эту информацию нужно не реже двух раз в год, не пропуская шинных новинок. И очень важно, чтобы такой перечень был общедоступен, а официальные дилеры обязаны знать его назубок. Это не только подчеркивает их компетентность и заботу о покупателе, но и дает возможность честно заработать.
Безусловно, окончательный выбор должен делать покупатель – приобретать шины на свой вкус или ставить рекомендованные и быть уверенным, что они не подведут.