Кроссоверы Hyundai в Сибири: этнографическая экспедиция
Первая точка маршрута – Сургут. Еще собирая дома чемодан, взял теплых вещей с запасом. Ведь в начале зимы среднесуточная температура воздуха в этих краях обычно держится на отметке около -15...-20°С. Нередки заморозки вплоть до -50°С. Но по прилету неофициальная нефтегазовая столица России встретила нас умеренным морозцем – видимо, сжалилась. И позволила без обморожений детально осмотреть новинку снаружи и внутри.
Гранды в комплектации Limited Edition (от 2 599 000 рублей) по своей оснащенности занимают промежуточное положение между базовой Family (от 2 424 000 рублей) и более дорогими Style (от 2 654 000 рублей) и High-Tech (от 2 754 000 рублей). Заплатив всего на 175 000 рублей больше, чем за базовую версию, вы дополнительно получите коленную подушку безопасности водителя, электронный ручник с функцией автоматического удержания, бесключевой доступ в салон и пуск двигателя кнопкой, инвертор с розеткой на 220 В, навигационную систему с 8-дюймовым сенсорным экраном, аудиосистему Infinity с 10 динамиками и сабвуфером, систему автоматической парковки, передние парктроники и панорамную крышу с люком.
Неплохой набор. Но пока не слишком убедительный. Я бы предпочел Гранд в чуть более дорогом исполнении Style. Судите сами: за 55 000 рублей сверху вы получите тот же набор оснащения (за исключением последних трех пунктов) плюс электропривод пассажирского сиденья, память настроек водительского и положения зеркал заднего вида, электропривод двери багажника, систему камер кругового обзора и мониторинга слепых зон, ну и еще пару бонусов, типа самозатемняющегося салонного зеркала и подсветки наружных ручек дверей.
Лимитированные кроссоверы оснащают единственным дизельным двигателем рабочим объемом 2,2 л мощностью 200 л.с. (при 3800 об/мин) и крутящим моментом 440 Нм (при 1750-2750 об/мин). Коробка передач тоже безальтернативна – автоматическая 6-ступенчатая. Тандем многообещающий. Захотелось сразу же прыгнуть за руль и отправиться покорять сибирские просторы. Но мы с коллегой решили оставить это блюдо на десерт. А на первую часть маршрута до Ханты-Мансийска выбрали в качестве транспорта Hyundai Tucson.
Световой день зимой в этих краях короток – около 6 часов, и ближе к 15:00 на улице уже темно. Поэтому почти всю дорогу мы вместо местных красот любовались лишь факелами нефтяных вышек, озаряющими округу заревом на несколько километров. С другой стороны, отвлекаться от дороги было некогда, ведь двухполосная трасса довольно сильно загружена, постоянно приходится кого-то обгонять. А на Туссане со 150-сильным бензиновым двигателем рабочим объемом 2 л и автоматом каждый подобный маневр нужно просчитывать и начинать заранее. Мотор все время надо было крутить вплоть до отсечки. Неудивительно, что в таком режиме расход топлива приблизился к отметке 10 л на каждые 100 км, тогда как у других кроссоверов Hyundai (включая более крупные) аппетит был скромнее – в районе 8-8,5 л/100 км.
Приятно удивило качество местных дорог. Несмотря на не самый дружелюбный климат, асфальт по большей части без изъянов – жители центральных регионов России могут позавидовать.
Когда вокруг темень, важно, чтобы фары светили хорошо. У всех наших кроссоверов с этим никаких проблем: что ближний, что дальний светят как надо. Единственное, в салоне раздражает слишком яркая синюшная подсветка кнопок — даже когда снижаешь яркость до минимума. К тому же она очень назойливо отражается в боковых окнах.
В слякотную погоду боковые окна и зеркала у всех без исключения участников экспедиции моментально покрываются дорожной грязью – приходится периодически останавливаться и проводить обряды омовения водой. Над аэродинамикой в этих зонах корейцам стоит поработать.
Наконец мы добрались до административного центра Югры. Что посетить в Ханты-Мансийске в первую очередь? Конечно же, всемирно известный биатлонный комплекс и этнографический музей «Торум Маа». Спортсменов решили надолго не отвлекать от тренировочного процесса (к тому же время у нас было ограничено), немного пообщались, пожелали им успехов на предстоящих этапах Кубка мира и отправились в музей.
Он, кстати, находится под открытым небом, поэтому при его посещении стоит одеваться по погоде. Не все из нас были к этому готовы и при погружении в историю хантов и манси подзадубели. Заметно оживились (особенно мужская часть коллектива), лишь когда экскурсовод рассказывал про распределение обязанностей в местных семьях. Оказывается, почти все хозяйство (приготовление пищи, воспитание детей, организация быта и т.д.) полностью лежит на женских плечах. Да что там, даже постройка чума – обязанность исключительно представительниц слабого пола. После таких слов некоторые мужчины из группы пожелали здесь остаться навсегда – было непросто уговорить их отправиться дальше.
Следующую часть пути до Тобольска мы проехали на Крете. С недавнего времени она стала доступна с младшим мотором рабочим объемом 1,6 л и полным приводом. Именно такая версия с механикой и у нас. Модель не новая, поэтому все ее плюсы и минусы уже хорошо известны. К последним, в первую очередь, отнесу слабую шумоизоляцию, особенно задней части салона. При многочасовых перегонах гул от шин и дороги утомляет.
Зато вне асфальта Крета чувствует себя увереннее своих собратьев за счет лучшей геометрической проходимости. На откровенное бездорожье соваться не стали, но по местным грунтовым дорожкам прохватили. На самых сложных участках принудительно блокировали муфту. Этого с лихвой хватало, чтобы добраться до берегов Иртыша, вдоль которого проходил наш маршрут. К слову, остальные участники пробега тоже без особых проблем добрались до места пикника, но чиркать брюхом начинали раньше, поэтому ехать им приходилось аккуратнее.
Бывшая столица Сибири утром встретила упавшей до отметки в -18°С температурой за бортом. Хорошо, что все автомобили оборудованы обогревом сидений (включая задние) и руля. А в Крете есть даже обогрев лобового стекла. Быстро отогрели автомобили, погрузили вещи и отправились осматривать главную достопримечательность – Тобольский кремль. К слову, единственный в Сибири, построенный из камня. Но известен он не только этим. Здесь также располагалась пересыльная каторжная тюрьма, которая перестала действовать лишь в 1989 году. Через нее прошли тысячи людей, в том числе и такие известные, как Достоевский, Чернышевский, Короленко и другие. Сейчас по ней водят экскурсии. Но надолго задерживаться внутри желания не возникает: несмотря на то что помещения все облагорожены и свежеокрашены, ощущение они вызывают какое-то гнетущее, оттуда хочется быстрее вырваться на волю.
Выбираемся на улицу, осматриваем красивейший Софийско-Успенский собор с ризницей, Архиерейский двор, колокольню, Гостиный двор и попадаем на смотровую площадку. Вид на нижнюю часть города и протекающий рядом Иртыш – потрясающий!
Любоваться можно часами, но пора двигаться дальше.
Финальная точка маршрута – Тюмень. Оставшиеся 250 км проходят за рулем лимитированного Grand Santa Fe. То, что это флагман модельного ряда Hyundai, понятно сразу. И не только из-за самых внушительных габаритов. Он во всем чуточку лучше своих собратьев: по плавности хода, по акустическому комфорту, по качеству отделочных материалов и т. д.
На ходу очень понравился тандем 200-сильного дизеля и автоматической коробки передач. Тянет с самых низов, а запас тяги под педалью акселератора ощущается всегда - любые обгоны даются с легкостью. При этом на каждые 100 км пути Гранд «выпивает» меньше 8 литров солярки – достойный результат для автомобиля снаряженной массой около двух тонн.
Путешествовать на такой машине — одно удовольствие. К тому же можно отправиться в путь всей семьей, ведь Гранд семиместный. Единственное, он не подойдет любителям активной езды. По характеру: откликам на действия водителя, по усилию на руле - он, как и подобает главе семейства, довольно вальяжен.
Единственная придирка – проблемы с подачей стеклоомывающей жидкости. Только у Гранда во время путешествия периодически ослабевал напор струи, а форсунки омывателей фар застывали в выдвинутом положении, хотя незамерзайка во всех автомобилях была одинаковая. Что это, огрехи адаптации?
Наше путешествие завершилось. Больше 1000 км по сибирским дорогам пролетели незаметно. Теперь хочется вернуться сюда еще раз, но уже летом с семьей и на более длительный срок. Чтобы без спешки познакомиться не только с достопримечательностями, но и с природой региона. Можно и на одном из кроссоверов Hyundai — они, как оказалось, здесь неплохо себя чувствуют.