Экскурсия по ГАЗу: как рождаются ГАЗели
Времена, когда Волга была вожделенной мечтой каждого автомобилиста, давно прошли. Я из поколения, которое ту советскую эпоху почти не застало. Когда в студенческие годы в начале нулевых один из сокурсников приезжал на занятия на ГАЗ‑31029, над ним откровенно посмеивались. И дело не в самóй Волге, а в том, что она была не из того времени. В моей голове тогда не укладывалось: почему производство Волги (модели 31105 и 3102) свернули лишь в 2008 году?
Да и сегодня ГАЗ в умах многих автомобилистов представляется советским наследием, которое уцелело лишь каким-то чудом. Каким? Есть повод разобраться: ГАЗ отметил 85‑летие, а сегодня и 86-летие!
СПРАВКА
ГАЗ – ключевое предприятие холдинга «Группа ГАЗ», в состав которого входят тринадцать предприятий в России («Урал», ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ, УМЗ и другие) и сборочные площадки в Турции и Казахстане. Основной акционер «Группы ГАЗ» – машиностроительный холдинг «Русские машины», входящий в промышленную группу «Базовый элемент», крупнейшую диверсифицированную промышленную группу в нашей стране.
Самый продаваемый в России автомобиль сегмента LCV – ГАЗель Next. На ее производстве занято 880 человек, которые трудятся в одну смену. В день выпускается 295 машин. Для сравнения: в 2013 году, когда ГАЗель Next только появилась, ежедневно собирали свыше 500 машин.
Куда утекла Волга?
Когда страну накрыл капитализм, пришлось адаптироваться к новым реалиям. В конце 1997 года газовцы заключили соглашение с Фиатом о создании совместного предприятия «Нижегород моторс», мощности которого позволили бы выпускать более 100 тысяч легковых автомобилей ежегодно. Подготовка к производству шла полным ходом, но дефолт 1998 года похоронил амбициозный проект. К началу двухтысячных ГАЗ оказался на грани банкротства – и в таком состоянии перешел под контроль компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Новый инвестор продлил агонию Волги, но ненадолго.
Речь не о новой Волге с индексом ГАЗ‑3111 – ее перестали выпускать еще в 2004‑м по причине вялого спроса и низкого качества изготовления. Была еще одна попытка: в 2006 году «Группа ГАЗ» за баснословные 150 миллионов долларов приобрела у концерна Daimler-Chrysler старую сборочную линию, на которой выпускали седан Chrysler Sebring. Вскоре в перелицованном виде и под именем Volga Siber его начали собирать в Нижнем Новгороде. Однако то ли очередной кризис помешал, то ли рынок не принял «американскую» Волгу, но дело не пошло: с 2008 по 2010 год сделали лишь 8700 машин.
После очередного фиаско газовцы решили отказаться от производства легковых автомобилей и сконцентрировались на коммерческом транспорте. Тем более что аппетит разогревала сверхуспешная ГАЗель, которую собирали с 1994 года. А чтобы не подкосил еще один экономический кризис (рынок коммерческих автомобилей реагирует на него острее всего), взяли курс на контрактную сборку автомобилей других марок. Сегодня на ГАЗе собирают легковушки Volkswagen Jetta, Skoda Yeti и Octavia. Вскоре к этом списку примкнет и кроссовер Skoda Kodiaq. Однако большую часть территории завода, а это около 600 гектаров, занимает производство компонентов.
Не халявщик, а партнер
Будучи сборочным подрядчиком, ГАЗ в меньшей степени зависит от сиюминутного спроса на машины: сколько заказывали – столько и произведено, извольте забрать. Главное – обеспечить должное качество. Ведь на совместных предприятиях изготавливают и многие комплектующие для ГАЗелей. Помните вечно текущие газелевские радиаторы? Создание СП с компанией T.RAD (японский производитель и основной поставщик радиаторов для Тойоты) позволило решить проблему.
Систему контроля качества для конвейера ГАЗели в свое время позаимствовали у Тойоты – еще во время запуска Сайбера. Что-то позже переняли у Даймлера: в этом же цехе на соседней линии собирают Mercedes-Benz Sprinter Classic. Кроме того, ежедневно для аудита случайным образом выбирают по два автомобиля. Машины осматривают, а затем накатывают на них около 80 км, выявляя посторонние шумы и прочие возможные неполадки. Обнаруженные недочеты устраняют «конвейерным» методом – чтобы такие же огрехи не вылезали на других машинах.
Ежедневно в конце рабочего дня все дилеры отправляют в штаб-квартиру ГАЗа информацию о произведенных ремонтах. Заводчане ее анализируют и, если всплывает какой-то новый серьезный дефект, выезжают к дилеру для изучения проблемы.
Однако урок с Волгой показал, что одного лишь качества сборки недостаточно. Автомобиль должен соответствовать времени. К примеру, пока шла разработка и запуск цельнометаллического кузова ГАЗели Next, в производство запустили, как тогда казалось, временную модель: каркасный автобус на шасси всё того же Некста. Да еще предложили версию со штатным газобаллонным оборудованием и битопливным (бензин/газ) двигателем EvoTech A275 рабочим объемом 2,7 литра. Машина настолько удачно вписалась в рынок, что ее покупают до сих пор.
На перспективу
В начале этого года в продаже появится ГАЗель Next полной массой 4,6 тонны (стандартно – 3,5 тонны). Помимо нового заднего моста и увеличенной колесной базы в ней интересны дисковые тормоза на всех колесах и электронная система курсовой устойчивости. Правда, модификация с ESP пойдет в продажу не раньше второго квартала 2018 года.
Новое шасси позволит уже в этом году создать фургон вместимостью 15,5 м³ и пассажирскую версию на 20 мест – чтобы на равных конкурировать со Спринтером. А вот версии со средней или низкой крышей в ближайшей перспективе мы вряд ли увидим, как и полноприводный Next.
А в конце года на ГАЗели появится фольксвагеновский двухлитровый турбодизель – такой сейчас ставят на VW Crafter. Газовцы планируют снять с дизеля 150 л.с. В паре с ним будет работать 6-ступенчатая механическая коробка передач. Немецкий дизель заметно легче и экономичнее, чем нынешний Cummins ISF2, и соответствует нормам Евро‑6 (Cummins тянет только на Евро‑4), что позволит расширить экспортные поставки.
Линейку среднетоннажных грузовиков в ближайшее время пополнит Газон Next (полная масса 10 тонн) с пневмоподвеской, которая позволит ему «приседать» на 200 мм для облегчения погрузки.
В нынешнем году на предприятии «Нижегородские моторы» начнется производство 6-ступенчатой автоматической коробки передач собственной разработки, рассчитанной на крутящий момент до 800 Н·м. Автомат адаптирован для газовских автомобилей из сегмента средних грузовиков с мотором ЯМЗ‑534.
***
После экскурсии по сборочным цехам корреспондент заводской газеты поинтересовался, чтó меня больше всего удивило. Если бы я посещал ГАЗ регулярно, наблюдая за его взлетами и падениями в постперестроечный период, я ответил бы, что поразило всё. Но у меня такой возможности не было. А увиденное сейчас… По большому счету таким и должно быть современное производство.
А Волгу все-таки жаль.
КРУИЗ НА ФУТБОЛ
До 2014 года ГАЗ практически не был представлен в сегменте междугородних и туристических автобусов. Но специально для сочинской Олимпиады была изготовлена крупная партия таких машин: ГолАЗ‑5291 Круиз и ГолАЗ‑5251 Вояж. Оба базируются на шасси Scania. Спрос на них сохранился и после Олимпиады. К примеру, для чемпионата мира по футболу 2018 подготовили еще одну партию Круизов.
Фото: Георгий Садков и «Группа ГАЗ»