Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Почему мы не можем ездить как европейцы, по ПДД?

Автохам – это почти естественная картина для российских дорог. Вроде и приличный человек, и на авто заработать сумел – а за рулем ведет себя как дикарь. Попробуем разобраться, в чем причина этого удивительного явления.
Полная версия

Вам нравится ездить на машине за границей? Мне нравится. В первую очередь по той простой причине, что там нарушение правил дорожного движения - это нечто из ряда вон. Ну да, не все и не всегда соблюдают скоростной режим, особенно в горячих странах вроде Италии и Испании. Но в целом никакого хамства на дорогах. Боятся ли иностранцы нарушать? Отчасти да. Но первопричина дисциплинированности тамошних водителей кроется скорее в том, что они не столько боятся манкировать правилами, сколько просто не любят это делать. А еще в цивилизованных странах уважают друг друга. Так создается дружелюбная среда, в которой любое отклонение от норм поведения словно бельмо на глазу. Где любой водитель, сознательно нарушающий установленные правила, выглядит заведомо второсортно. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно и отнюдь не волшебно.

Благодаря четкой организации дорожного движения и высокой социальной ответственности водителей езда на машине за границей оказывается более безопасной, чем у нас.

Попадая в такую среду, даже самый отъявленный мажор российского производства поневоле начинает вести себя благопристойно. Почему? Все просто. Во-первых, он не хочет выглядеть дураком. Во-вторых, в его планы не входит общение с местной дорожной полицией, договориться с представителями которой все равно не получится. В-третьих, мажор понимает, что за границей и он сам никто, и его родители никто, и его деньги никому не нужны.

В странах с высоким уровнем социального развития принцип неотвратимости наказания работает куда более эффективно. К тому же уровень гражданского самосознания там гораздо выше, поэтому любой человек, заметивший нарушение, считает своим святым долгом сообщить об этом куда следует. В то время как у нас «стукачество» принято считать «западлом», за границей это естественный механизм взаимодействия граждан с органами исполнительной властью. Заметил неладное – пожалуйся. Поступи правильно.

А у нас? Правила дорожного движения носят рекомендательный характер. Если нельзя, но очень хочется, то можно. Более того, иные деяния и вовсе как будто в порядке вещей: объехать очередь на поворот и встать впереди всех, перестроиться без поворотника, «наказать» неопытного новичка, согнать замешкавшуюся машину дальним светом из крайнего левого ряда. Пренебречь правилами парковки – это вообще святое.

Но почему так?

Причин тому несколько, и все они довольно очевидные. Неуважение к другим участникам движения – это раз: у многих водителей чувство собственной важности прямо-таки зашкаливает. К тому же, нарушая, человек мыслит так: меня не поймают, а если и поймают, то договорюсь или откуплюсь. Обычно так и происходит, закрепляя в «особенных» гражданах девиантное поведение как личную норму.

При этом размер штрафа зачастую не имеет принципиального значения. Как правило, злостными нарушителями являются владельцы дорогих машин, которые могут позволить себе нарушать. Для них рамок не существует: в стране, где рекламное объявление в стиле «возврат прав на любой стадии с гарантией» имеет статус едва ли не официальной услуги, легко воспитать в себе ощущение вседозволенности.

К сожалению, примат дензнаков над законом позволяет почти любому автохаму чувствовать себя в России безнаказанным.

Поэтому штрафные санкции, как правило, оказываются эффективными, в основном, по отношению к законопослушным гражданам. А тот, кто хочет нарушать, тот обязательно нарушит – без особого для себя ущерба. И покуда принцип неотвратимости наказания не будет распространяться на всех без исключения, люди будут ездить по дорогам так, как им заблагорассудится.

С другой стороны, российские водители в основной своей массе все же научились и за рулем пристегиваться, и пешеходов пропускать, и по встречке не ездить. Ведь можем, когда захотим! Вот только процесс этот не быстрый. Но надежда есть.

Подпишитесь на «За рулем» в

Бревдо Кирилл
12.02.2018
Фото: «За рулем»
Поделиться: