Ледовая гонка АВТОВАЗа-2018 — репортаж «За рулем»
Историческая вещь
Лишь дважды был вынужденный пропуск – в 2009‑м (помешала сильнейшая оттепель) и 2016‑м (трудно было всем). Это отчасти компенсируется тем, что синхронная гонка впервые прошла не в 1996‑м, как принято считать, а годом раньше – довольно скромно, во внутризаводском формате, без фанфар и ярких вывесок. В названии не было слова «Рождественская», поскольку на дворе стоял сентябрь.
Среди создателей гонки – выдающийся советский гонщик Степан Васильев, руководивший в середине 1990‑х заводской раллийной командой, и директор НТЦ АВТОВАЗа Константин Сахаров. Идею трассы с двумя параллельными дорожками подсмотрели на знаменитом финском ралли «1000 озер», чей маршрут включает скоростной участок повышенной зрелищности: пилоты стартуют парами на компактном автодроме при огромном скоплении публики. Но есть существенная разница: «Озёра» проводят летом, а Рождественскую гонку – зимой. И в многодневном ралли это всего лишь не самый значимый участок, а у нас в череде коротких спринтов решается судьба престижных и больших наград: каждому победителю гарантирована слава блестящего ледового пилота и, как правило, ключи от автомобиля.
Поначалу гонщики выступали на машинах собственной постройки, и это влияло на результаты – возможности-то у всех разные. Но с 2001 года завод предоставляет участникам Рождественской гонки одинаковые автомобили, подготовленные одним из его подразделений (тогда – управлением форсированных испытаний, ныне – дочерней фирмой «Лада Спорт»). Через синхронную гонку планомерно прошли спортивные Лады 110 и Калины в ипостасях 1.4 и 1.6. Сейчас едут, разумеется, Весты.
За годы многое менялось. Схему заездов перекраивали, стремясь сделать удобной и справедливой. Варьировалось число участников – от восьми до шестнадцати. В соперники к тольяттинским пилотам стали приглашать звезд из других краев. Сама трасса, сооруженная в центре заводского испытательного полигона (близ поселка Сосновка), претерпела несколько модернизаций. Сейчас она существенно короче изначального варианта: было около 3400, осталось 2500 метров. Число поворотов также уменьшилось. Дата проведения перенесена с Рождества на Старый Новый год.
Накопив историю и престиж, Рождественская гонка стала визитной карточкой завода, затмив традиционный кросс «Серебряная ладья». И именуют ее уже Гонкой чемпионов.
Правила и люди
Суть синхронных гонок проста: пилоты стартуют парой – с одной линии, по параллельным дорожкам, затем в какой-то момент меняются дорожками (для этого предусмотрен мостик) и в итоге проходят идентичные дистанции. Финиш – на той же линии. Вроде бы ничего особенного, но это гонка по льду, а поворотов много и запомнить их последовательность непросто. Поэтому с недавних пор пилотам полагается брать с собой штурмана, хотя его подсказки нужны не всем. Завсегдатаи выучили трехмерную трассу как родную азбуку.
На отборочной стадии проходит множество заездов по принципу «каждый с каждым». Затем восемь гонщиков, которые набрали больше побед, соревнуются по системе плей-офф, с выбыванием проигравших.
Как обычно, завод пригласил когорту известных пилотов, так что состав был сильным: чемпионы страны по кольцевым гонкам, ралли, кроссу, картингу, а также гонщики, успешно выступавшие за рубежом. Но тот, кто следит за событиями в российском автоспорте, прекрасно знает, что сегодня главные фавориты Рождественской гонки – Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин. С 2007 года они лишь дважды уступали победу «посторонним». Ладыгин при этом выигрывал пять раз.
Редакция журнала «За рулем» подготовила свой приз для XXI Рождественской гонки – тому из «чужих», кто поднимется в турнирной таблице выше всех.
Сражение друзей
Новый приз учредил и завод – это Серебряная Ладья. И объявил, что она будет пребывать у действующего победителя, а тому, кто выиграет Рождественскую гонку дважды подряд, достанется навеки.
При этом прошлогодняя победа Ладыгина «шла в зачет» – он мог заполучить Ладью навсегда уже здесь и сейчас. Задача остальных пятнадцати пилотов сводилась к тому, чтобы этому помешать.
Однако на то он и Ладыгин, чтобы успешно преодолеть все стадии сражения, обыграв в полуфинале юного Егора Санина. Но вот в финале наткнулся на давнего друга-соперника – Дмитрия Брагина. Столь же быстрого и опытного.
Были времена, когда оба выступали под флагом заводской команды. Затем судьба развела их в разные стороны.
Урожденный тольяттинец Брагин (его отец – известный гоночный инженер-моторист) ныне выступает за казанскую команду, и комментатор пару-тройку раз назвал его «нашим гостем».
По правилам Рождественской гонки финальные заезды идут до двух побед одного из пилотов. Третьего заезда не понадобилось – Брагин достаточно убедительно выиграл первые два.
По словам Ладыгина, который знает эту трассу как облупленную, подвели «промазывания» мимо нужных передач в ключевых поворотах. Но и вторым местом он остался доволен. А то, что Серебряная Ладья год поживет в Казани, лишь добавляет интриги следующей Рождественской гонке.
Приз журнала «За рулем» – Большой Талант – был вручен Максиму Чернёву из Екатеринбурга, который занял четвертое место. Поздравляем!
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ГОНКИ
1996 - Сергей Алясов (Тольятти)
1997 - Александр Забродин (Тольятти)
1998 - Александр Артеменко (Тольятти)
1999 - Виктор Школьный (Тольятти)
2000 - Виктор Школьный (Тольятти)
2001 - Александр Никоненко (Тольятти)
2002 - Ренас Мухаметзянов (Ижевск)
2003 - Алексей Иванов (Тольятти)
2004 - Александр Никоненко (Тольятти)
2005 - Михаил Иляков (Тольятти)
2006 - Александр Никоненко (Тольятти)
2007 - Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2008 - Александр Сотников (Курск)
2010 - Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2011 - Михаил Митяев (Тольятти)
2012 - Дмитрий Брагин (Тольятти)
2013 - Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2014 - Дмитрий Брагин (Тольятти)
2015 - Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2017 - Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2018 - Дмитрий Брагин (Тольятти)