Волга ГАЗ-21 из Победы М-20 и самые странные автобусы
ГОДЗИЛЛА
Недорогой капотный автобус ГолАЗ‑4242, построенный на зиловском шасси, получил прозвище Годзилла как из-за необычной внешности, так и по причине ассоциации с названиями заводов‑изготовителей – Голицынского автобусного и ЗИЛа. Машина предназначалась для перевозки 54 пассажиров. Было выпущено всего полторы сотни необычных автобусов: цена шасси ЗИЛ‑534332 подпрыгнула так, что дальнейший выпуск Годзиллы признали нецелесообразным.
ЗИСЫ И ЧУРКИ
В связи с нехваткой бензина в годы войны некоторые городские автобусы перевели на торф или дрова. К примеру, ЗИС‑16 образца 1942 года оснащали газогенераторной установкой – ее прикрепляли к задней стенке или возили как прицеп. Газ поступал к мотору по шлангу. Первый в Москве газогенераторный ЗИС‑16 ходил по маршруту от Киевского вокзала до Сетуни. Понятно, что на бензине езда веселее, но и на подножном корму машины работали успешно. На сотню километров пробега требовался примерно центнер чурок, ими автобус «заправляли» на конечных станциях.
ЭЛЕКТРОБУС, КОТОРОМУ 117 ЛЕТ
Самое интересное в электробусе Дукс (лат. dux – вождь) – дата его создания: 1901 год! Машиностроительное предприятие Российской империи позднее сосредоточилось на производстве мотоциклов, самолетов и аэросаней, а упомянутый электробус разработали для столичной гостиницы Бристоль. Десятиместная машина развивала скорость до 20 км/ч и обладала запасом хода примерно 60 км. Весьма неплохо для начала прошлого столетия!
ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ
Слово «тюнинг» в середине прошлого века было практически неизвестно. Однако масштабы практиковавшейся тогда переделки автомобилей порой значительно превосходили нынешние. К примеру, Победу М‑20 частенько «модифицировали», фактически превращая в Волгу ГАЗ‑21! Машинам заменяли кузова, двигатели, подвеску, тормоза. А самые ушлые автовладельцы замахивались даже на дальнейшую трансформацию созданной ими «двадцать первой» и переделывали ее в «двадцать четвертую»! Между прочим, подобная практика жива и сегодня.
КУРОРТНО-ВНУТРЕННИЙ
Автомобиль НАТИ-ЗИС‑8 образца 1935 года был чуть ли не первым в мире автобусом без отдельных передних крыльев и выступающих наружу фар. Легковушки подобного типа уже появились, а вот пассажирские автобусы – еще нет. Салон автобуса не имел центрального прохода: у каждой из трех его секций был отдельный вход. Формально такой автобус считался курортным, но говорят, что заказ шел из комиссариата внутренних дел – НКВД. Увы, вскоре выяснилось, что кузов такой конструкции нерентабелен для серийного производства по причине ее сложности.
800 КМ/Ч
Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем создали на ГАЗе в начале пятидесятых годов прошлого столетия. ГАЗ-СГ3 имел веретенообразный алюминиевый кузов; мощность мотора от истребителя МиГ‑17 составляла 1000 л.с. Расчетная скорость – 800 км/ч, однако для испытаний решили ограничиться «скромными» 300 км/ч. Одна из причин такого ограничения – отсутствие подходящих шин. К сожалению, в ходе испытаний на соляном озере машина серьезно пострадала, и проект закрыли. Обломки уникального автомобиля можно увидеть в заводском музее ГАЗа.
Есть вопросы? Задавайте! kolodochkin@zr.ru
Фото: из архива автора