Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Восьмиколесный вездеход Шаман — тест-драйв ЗР

Восемь управляемых колес с шинами сверхнизкого давления, три режима движения, включая «краб», умение плавать... Болотоход Шаман, разработанный компанией «Авторос», способен не просто преодолевать болота и буераки, но делать это с комфортом для седоков и без урона для природы.
Полная версия
Внешность внушает. Огромные колеса, брутальный дизайн. Именно дизайн! Над обликом Шамана трудился Дмитрий Крылов, который «рисовал» спорткар Marussia.

 Вездеход Шаман

Длина/ширина/высота/база 6300/2500/2700/5050* мм
Грузоподъемность до 1500 кг
Снаряженная масса 4800 кг
Двигатель дизельный, Р4, 16 клапанов, 2998 см³; 107 кВт/146 л. с. при 3500 об/мин; 350 Н·м при 1680–2570 об/мин
Максимальная скорость 70 км/ч
Топливо/запас топлива ДТ/260 л
Расход топлива: смешанный цикл 25 л/100 км
Трансмиссия полный привод; М6

*Расстояние между первой и второй осями - 1450 мм, между второй и третьей – 2150 мм, между третьей и четвертой – 1450 мм.

Выследил Шамана я сразу. Только он оставляет за собой восьмиколесную колею, ведь все четыре оси шестиметрового болотохода – поворотные. Шаман умеет выбираться из снега и трясины в стиле краба: все колеса поворачиваются на один и тот же угол - 27⁰, и машина едет вперед боком!

Ага, вот и «гнездо» – производственная база компании-разработчика «Авторос».

С винтом

Первый прототип Шамана представили в 2008 году, а в 2013‑м начались продажи серийных машин. Пока реализовано 35 штук, причем не только в России, но также в Турции и Китае. Основные потребители – нефтяники, газовики, энергетики. Им особенно нужна машина, способная не просто преодолевать болота и буераки, но делать это с комфортом для седоков и без урона для природы.

На алюминиевой раме закреплены два топливных бака по 130 литров. Можно заказать дополнительные, по 40 литров, в этом случае запас хода превысит 1300 км – если верить заявленному расходу 25 л/100 км.

– Начинается всё с рамы. Мы делаем ее герметичной, из 9-миллиметрового алюминия. Зовем «лодкой». Если вода всё же проникает внутрь, ее откачивают две помпы производительностью 200 литров в минуту, а для быстрого сброса воды есть пневматические клапаны с электронным управлением.

– Вода?!

Прочитав удивление в моих глазах, руководитель отдела маркетинга и продаж Евгений Колобов улыбается:

– Шаман умеет плавать! Именно для этого в раздаточной коробке нашей собственной разработки пять валов: по одному на каждый мост и еще один – для отбора мощности, например, на гребной винт.

Поплавать мне не удалось, но поездил я на Шамане вволю.

Мультимедиасистема с камерой заднего вида, под ней – блок климат-контроля нижегородского производства. Каждое колесо оборудовано индивидуальной системой автоматической подкачки.

Приборка – без излишеств. Но как же стильно смотрятся два цветных экранчика в классических циферблатах! На них – остаток топлива в двух баках, обороты мотора, часы, напряжение в бортовой сети и пробег.

Хватаюсь за трубу-ручку, прикрепленную к кузову мощными болтами, прыгаю на подножку и распахиваю входную дверь. Шальная мысль: а может, Шаман и летать умеет? Водительское место больше смахивает на кабину пилота. Обзор через три секции лобового стекла, очищаемых четырьмя дворниками, – самолетный. Сиденье установлено посередине; на панели слева – какие-то непонятные на первый взгляд пиктограммы и мембранные клавиши вместо привычных кнопок и тумблеров.

Ага, на левой панели – всё для контроля давления в шинах. Индивидуальная система автоподкачки позволяет регулировать давление в каждом колесе. Когда трясина совсем уж лютая, давление можно стравить до 0,05 атмосферы. Если какие-то шины пробиты, Шаман способен ехать на четырех из восьми, – чтобы перекрыть клапаны подачи воздуха в пробитые баллоны, достаточно ­коснуться клавиш.

Соседняя панель отвечает за работу трансмиссии и режимы движения. Мосты Шамана – оригинальной конструкции, но на базе уазовских «спайсеров», с приводными валами и ШРУСами; первый и второй подключаемые. Все четыре моста – с межколесными дифференциалами и принудительными блокировками с электропневматическим приводом. Есть и блокируемый межосевой дифференциал. В общем, когда надо, все восемь колес Шамана становятся ведущими. Выезжая на асфальт, достаточно нажать лишь одну кнопку – и все блокировки будут отключены.

Восьмиколесный вездеход Шаман — тест-драйв ЗРЭтот Шаман – в комплектации «Охотник»: четыре раздельных кресла, включая водительское, а за ними – две скамейки, которые раскладываются в большую кровать. В версии «Турист» скамейки меняют на сиденья – восемь посадочных мест, не считая водительского.
Этот Шаман – в комплектации «Охотник»: четыре раздельных кресла, включая водительское, а за ними – две скамейки, которые раскладываются в большую кровать. В версии «Турист» скамейки меняют на сиденья – восемь посадочных мест, не считая водительского.

Восьмиколесный вездеход Шаман — тест-драйв ЗРПоработать есть над чем. Например, пришлось попотеть, чтобы разложить скамейки, – фиксаторы слишком жесткие. То же относится к регулировкам водительского кресла.
Поработать есть над чем. Например, пришлось попотеть, чтобы разложить скамейки, – фиксаторы слишком жесткие. То же относится к регулировкам водительского кресла.

Рулевое управление – гидравлическое. Его главная особенность, как вы уже поняли, – управляемые восемь колес. Можно выбрать один из трех режимов. Первый подойдет для движения по асфальту: поворачиваются колёса двух передних осей, а задние стоят строго прямолинейно. Второй – тот самый «краб», когда вездеход едет боком под определенным углом. Ну а третий – «поворотный», в котором колёса двух задних осей поворачиваются в противоположную сторону относительно передних, радикально улучшая маневренность.

Над двумя передними осями с дрожью просыпается 3-литровый турбодизель Iveco F1C мощностью 146 л.с. Мотор известный, «грузовой». Коробка передач – механическая 6-ступенчатая, фирмы ZF. Выжимаю сцепление… Ох, я уже и забыл, что бывает настолько тугая педаль! Прямо советский ЗИЛ.

По ходу дела обживаюсь и осматриваюсь. Внутри ни разу не «колхоз»! Спинки кресел профилированные, подлокотники регулируются. В дверях и на «стенах» удобные сетки для вещей, есть различные ниши и карманы – побольше, чем в ином универсале! В корме разместили пару «шкафов» для инструмента, которые можно заменить, например, походной кухней или оружейным сейфом.

Кузов делают из 8-миллиметровых стальных листов. Половинки сваривают раздельно на специальной оснастке, а затем соединяют их на стапеле. Готовый кузов крепят на раму, в соседнем цехе наносят защитное покрытие.

Шаманим

Вот и обрыв. Шаман беззаботно ухает вниз и легко переваливает через буераки, при этом двигатель работает почти на оборотах холостого хода. Дорожного просвета 450 мм хватает, чтобы преодолеть все сложные участки. Даже с вывешенными двумя осями Шаман без труда ползет вперед.

Колесные редукторы планетарного типа собственной разработки позволяют существенно снизить нагрузку на трансмиссию.

Подвеска всех колес независимая, пружинная, на двойных А‑образных поперечных рычагах, с гидравлическими амортизаторами. Конструкция для всех колес одинакова – детали взаимозаменяемые! Внутренний ШРУС – от пикапа Toyota Hilux, наружный – от фургончика Peugeot Boxer.

А где раскачка, сильные удары? Всё настолько мягко, что я теряю связь с реальностью. Судя по рельефу, должно трясти и болтать до боли в суставах, до стука головой о потолок. Ничего этого и в помине нет. Сижу словно на мягкой подушке, которую кто-то бережно несет на руках. А вот на уши поддавливает. Рычит дизель, подвывает трансмиссия, при повороте руля на большие углы шипит гидроусилитель.

По усилию на руле Шаман напоминает грузовик, оттого поначалу пребываешь в полной уверенности, что машина неуклюжа. А потом – как чудо! В поворотном режиме вездеход очень легко разворачивается, хоть волчком вертись.

Обнаглев, нацеливаюсь на неприступные с виду буераки – и перепрыгиваю их, не сбавляя хода! Остановиться перед очередной преградой заставил лишь здравый смысл и сидящий на пассажирском кресле водитель-испытатель – Шаман-то товарный!

На Шаман устанавливают шины сверхнизкого давления. Можно выбрать один из трех вариантов рисунка протектора. В базовой комплектации это покрышки размерностью 1200–600×21, но можно заказать и еще больше – размерностью 1300–700×21. Чтобы колёса со стравленным до 0,05 атм давлением не разбортировались, шины к алюминиевым дискам прижимает специальная вставка из стекловолокна. Колёса и фиксирующая вставка – собственного производства.
Режим «краб» незаменим на болоте: каждое колесо в своей колее, поэтому вездеход не вязнет и не закапывается. Переключая режимы движения с «краба» на «асфальтовый», можно вообще не держаться за руль – Шаман «выпрямляется» сам.
У Шамана все колеса управляемые. Есть три режима движения. 1. «Асфальтовый» – поворачиваются только колеса двух передних осей. 2. «Поворотный» – колеса двух задних осей поворачиваются в противоположную сторону относительно передних для улучшения маневренности. 3. «Краб» – вездеход едет вперед боком.

Конечно, предел у машины есть, но я к нему даже не приблизился.

Говорят, Шаман пару раз застревал в глухой топи и сибирском снегу. Но выбирался самостоятельно, вытаскивая себя, словно Мюнхгаузен, лебедкой, входящей в базовое оснащение.

Что дальше? К команде разработчиков при­соединился известный гоночный инженер Игорь Ермилин – он уже разработал новую раздаточную коробку, которая компактнее и в два раза легче нынешней. А еще «Авторос» готовится вывести Шамана на европейский рынок. Для этого вездеход должен соответствовать нормам Евро‑6, поэтому скоро ­появится новый мотор Iveco – как раз под евроспецификацию. Глядишь, к тому времени лед растает – поплаваем!

Вездехода комфортнее не найти! Есть огрехи сборки, высок уровень шума

Подпишитесь на «За рулем» в

Гомянин Максим
22.03.2018
Фото: Садков Георгий
Поделиться: