Баллонный ключ: какой выбрать?
Единственным ключом, отстоявшим право проживать в багажнике современного автомобиля, является баллонник. Любопытно, что вместе с пропиской этот ключ умудрился сохранить и прозвище: баллоны-то практически вымерли, а слово оказалось живучим. И если производитель машины комплектует ее запаской или докаткой, то всегда прилагает и баллонник – без него колесо не заменить.
Штатные баллонники, как правило, не блещут талантами – срываются с крепежа или требуют применения солидной физической силы. Поэтому многие автолюбители подыскивают альтернативный инструмент. Мы решили вам помочь, устроив проверку самым разнообразным баллонникам наиболее популярной размерности – «на 17».
Как выбрать?
Начнем с усилия затяжки. Баллонным ключам приходится отвинчивать и завинчивать болты и гайки, которые обычно затягивают разумным моментом – от 90 до 120 Н·м. Усилие подобрано так, чтобы любой мужчина мог отвернуть и завернуть крепеж (хрупкая девушка, возможно, должна будет попрыгать на ключе). Полезно прикинуть силу, с которой надо нажимать на ключ, чтобы обеспечить нужный момент затяжки. Допустим, рукоятка ключа имеет длину 250 мм, а требуемый момент затяжки крепежа – 100 Н·м. Делим момент на длину (в метрах) и получаем 400 Н, что приблизительно соответствует 40 кг. Эти нехитрые расчеты показывают полезность ключей с удлиненной рукояткой. Ведь часто колесный крепеж бывает затянут гораздо сильнее положенного – например, когда при шиномонтаже для завертывания болтов используют пневмопистолет. Нам приходилось сталкиваться с затяжкой колес моментами до 250 Н·м.
Отдельные неприятности может доставить крепеж, спрятанный в глубоких колодцах легкосплавных колес. Если на автомобиле установлены оригинальные колёса, то головку альтернативного баллонника проще всего подобрать по штатному ключу. При этом обычно толщина стенки головки оказывается достаточной – 2–3 мм в самом тонком месте. Если же вы купили колёса с небольшими отверстиями под крепежные элементы, сразу озаботьтесь приобретением соответствующего переходника.
КАКИЕ БЫВАЮТ БАЛЛОННИКИ
Г‑образные (они же L‑образные). Это самые распространенные баллонники. При работе с таким инструментом есть риск возникновения нескомпенсированной реактивной составляющей, которая срывает ключ с крепежа, порой причиняя травму. Важное значение имеет длина осевого колена головки – проще говоря, размер горизонтальной черточки буквы Г (или L). Указанное колено не может быть излишне малым: головка должна захватить крепеж, а рука на рукоятке не должна задевать за колесо. Чем длиннее у ключа вторая часть «буквы» (вертикальная), тем легче отвинчивать гайки. Но излишне длинная ручка может задевать за асфальт при попытке быстро крутить уже освобожденный крепеж.
Крестовые. При работе с такими ключами реактивная составляющая не возникает – конечно, если действовать двумя руками. У крестовых ключей используются головки с самыми распространенными размерами: 17, 19, 21 и 22/23 мм. Удобнее, если на одном плече применен полудюймовый квадрат, позволяющий надеть любую стандартную головку и использовать ключ как мощный инструмент при других ремонтных операциях.
Воротки. Вороток – это фактически металлическая рукоятка с посадочным квадратом под головку. Может оснащаться торцово‑шарнирным механизмом. Воротки напоминают Г‑образные баллонники, им свойственна та же реактивная составляющая. К ним обязательно нужно докупить торцевую головку нужного размера – зачастую высокую, если у вас легкосплавные колёса.
Телескопические. Напоминают Г‑образные ключи, но имеют удлиняемую рукоятку. Комплектуются двусторонней головкой под два смежных размера – 17 и 19 либо 21 и 23 мм. Увеличенное плечо позволяет получать относительно большой момент, недоступный обычным гэобразникам.
Многофункциональные. Популярные ключи – накидные или торцовые, которые в ряде случаев могут заменить привычный баллонник. Как правило, подходят только для крепежа стальных дисков и не годятся для литых.
Динамометрические. Баллонники этой группы существенно дороже остальных. Зато с таким инструментом гарантирована затяжка крепежа строго согласно требованиям производителя – не больше и не меньше. К такому ключу тоже нужна головка.
Программа, методика и объем испытаний
Основных пунктов программы испытаний два. Сначала мы оценивали эргономику ключей – удобство хвата и качество исполнения. Затем перешли непосредственно к измерениям: каждый ключ подвергали нагрузкам от 100 до 350 Н·м с шагом 50 Н·м. Верхний порог выбрали с запасом, ведь в реальных условиях заупрямившийся крепеж может потребовать куда бóльших усилий, чем прописано на бумаге.
Момент затяжки задавали с помощью тарированного динамометрического ключа, который всякий раз работал в паре с проверяемым. В ходе испытаний тестовый образец жестко закрепляли на стендовой станине, а тарированным ключом действовали либо до срабатывания механизма отсечки, либо до появления деформации в проверяемом инструменте.
Выбор ЗР
Покупной ключ должен быть удобнее штатного – раз. Он обязан выдерживать заданную нами максимальную нагрузку – два. Его цена не должна зашкаливать – три. Исходя из этих критериев, мы отдали предпочтение двум изделиям – баллоннику с лопаткой и кресту. Оба инструмента недорогие, оба легко выдержали момент 350 Н·м, а длина рукоятки (рукояток – у крестового) позволяет тратить меньше усилий, чем при использовании штатного инструмента. Работая крестовым ключом, вы будете избавлены от риска появления нескомпенсированной реактивной составляющей, а Г‑образный баллонник компактнее, его легче спрятать в багажнике.
Мнение о каждом из проверенных ключей мы изложили в фотогалерее. Советуем при случае обзавестись понравившимся ключиком и найти ему место в багажнике. Когда-нибудь да пригодится.
Примерная цена 175 руб.
Длина рукоятки 260 мм
Изделие продавалось как безымянное, поэтому претензии предъявлять некому – а очень хочется. При моменте 200 Н·м ключик начал изгибаться, покрытие потрескалось…
Примерная цена 140 руб.
Длина рукоятки 190 мм
Похоже, что ключик «жигулевского типа» сделал Новосибирский инструментальный завод. Баллонник выдержал все испытания. Вот только нагрузки на человека, собравшегося с его помощью отвернуть перетянутый колесный крепеж, будут чрезмерными. Например, если болты затянуты моментом 200 Н·м, то усилие на ключе должно составить более 100 кг – потому что рукоятка короткая.
Примерная цена 165 руб.
Длина рукоятки 310 мм
Судя по эмблеме, изготовлен Камышинским заводом слесарно-монтажного инструмента. Недорогой ключ понравился узкой, изящной и при этом прочной головкой, а также длинной рукояткой, сберегающей силы работника. Голосуем за.
Примерная цена 170 руб.
Длина рукоятки 250 мм
Название, выбитое на ключе, переврано: Зврика. Чего хорошего можно ждать от такого изделия? Ключ начал скручиваться при моменте всего лишь 200 Н·м. И это при том, что толщина стенок головки запредельно велика: ее диаметр достигает 29 мм. Далеко не в каждый литой диск войдет – проверили. Абсолютный провал.