Как я экономлю 90 тысяч рублей в год без машины. Рассказ читателя
Эта история началась три года назад, когда, получив последовательно сначала права, а потом щедрый бонус от работодателя, я решил купить машину: добираться на метро и автобусе до офиса уже не хотелось, а водить как раз наоборот — еще нравилось. И тогда же у знакомых обнаружилась почти новая (пара тысяч километров пробега) рыжая Opel Mokka в топовой комплектации. Совпадение? Ммм… Ну, вы поняли. Однако год назад мы с Моккой расстались – без сожаления с моей стороны. И вот почему.
Почему купил?
Помимо сдержанного интереса к обладанию и управлению автомобилем для покупки Мокки была практическая причина. Когда живешь на юге Москвы в десяти минутах от МКАД, а работаешь с девяти утра на юго-западе на том же расстоянии от МКАД и в дополнение к этому регулярно бываешь в логистической черной дыре по имени Бирюлево, без машины делается как минимум трудно.
Почему продал?
Что изменилось спустя два года? Во-первых, место работы: в центре, куда я перебрался зарабатывать, с парковкой непросто – если вы не депутат или силовик. Да и на метро до офиса оказалось всего на десять минут дольше, чем на машине без пробок, и в разы быстрее, когда пробки.
Во-вторых, после нескольких автопробегов до моря и обратно страсть к автопутешествиям поутихла: оказалось, что на самолете или поезде куда комфортнее.
В-третьих, за время затянувшегося ремонта Мокки после небольшой, но чувствительной аварии (детали ехали из Европы месяц) выяснилось, что каршеринг и прокат полностью снимают нужду в автомобиле в тех случаях, когда общественным транспортом не обойтись, а затраты на круг выходят меньше. Проще говоря, пока я работал пять-шесть дней в неделю, машина стояла у подъезда и собирала на себя то снег, то опавшую листву, то птичий помет, а пользовался я ею от силы пять раз за месяц. При этом платить за нее все равно приходилось.
Расходы
Ежегодные расходы на владение Моккой выглядели примерно так:
Итого без стоимости парковки и без, собственно, затрат на покупку машины: около 139 000 руб. в год.
Сегодня расходы на перемещения выглядят так:
Итого: 50 000 руб.
Для меня эти результаты были предсказуемы, поэтому перейдем к иным показателям.
Время
Если не считать часов пик и сопутствующих пробок, передвижение на автомобиле несомненно быстрее. Но часто ли горожане, работающие в офисе с девяти до шести, передвигаются по городу вне часов пик?
Но даже если отбросить этот фактор, для меня главным преимуществом общественного транспорта является предсказуемость: да, путь с «Домодедовской» до, скажем, «Юго-Западной» на метро занимает около полутора часов – это в 2,5-3 раза дольше, чем на автомобиле. Однако 1,5 часа на метро – гарантированный показатель, а 30-40 минут по МКАД – нет. И не забудем прибавить к варианту номер два неопределенное количество времени по поиску свободного парковочного места и потеря нервов, если место найти не удается.
Если нужно поехать за город или в соседнюю область, например, на помощь приходит прокат. Он же помогает время от времени убедиться, что комфорт и романтика автопутешествий сильно преувеличены.
Итого: как пешеход я почти всегда трачу времени не больше, чем тратил бы, будучи автомобилистом.
Удобство и комфорт
Не знаю, как для вас, а для меня использование общественного транспорта в Москве в большинстве случаев меньший стресс, чем езда на автомобиле. Да, приходится больше носить на себе, больше стоять и больше ходить, но зато можно куда меньше нервничать. И знаете, в метро или на МЦК можно читать, спать, писать тексты, проверять студенческие работы. Внезапно оказалось, что отсутствие собственного автомобиля сегодня в Москве прибавляет свободы, хотя еще несколько лет назад было иначе.
В ситуации, когда общественным транспортом передвигаться совсем уж некомфортно (тяжелый груз/жара/ливень/полярный холод/неурочный час), опять-таки выручает каршеринг или такси.
Средство перемещения
Наверное, главное в логике моего решения – что я не автолюбитель, я пользователь автомобиля. Для меня машина – не средство самоутверждения, не показатель статуса, успеха и достатка. Это средство перемещения людей и грузов из точки А в точку Б, оно должно быть безопасным и настолько беспроблемным, насколько это возможно. Когда я покупал автомобиль, баланс затрат и приобретаемых возможностей, был приемлем. Когда проблем и затрат стало больше, чем плюсов, мы с Моккой расстались.
Текст: Никита Харчевников
Фото: АГН "Москва", depositphotos, личный архив