Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Toyota Prius. ГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГО

Toyota Prius. ГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГО
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПЕРВОПРОХОДЕЦ

ГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГО

ГИБРИД - РЕЗУЛЬТАТ СКРЕЩИВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ОСОБЕЙ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

ФОТО / АНТОН ЧУЙКИН

"Добрый день, это редакция "За рулем"? - голос в трубке принадлежал молодому, явно энергичному человеку, - мне хотелось бы рассказать о своей машине, конечно, если она вам будет интересна". Так мы познакомились с Олегом, возможно, единственным владельцем "машины будущего" в европейской России - "Тойоты-Приус" с гибридной силовой установкой.

Спустя несколько дней после телефонного разговора мы уже мчали по Кутузовскому проспекту на серебристо-голубом "Приусе" и слушали Олега.

"Когда впервые узнал о существовании "гибридов", сразу же захотел прокатиться. Люблю необычные автомобили! Да и случай вскоре представился: вообще-то я перегонщик, специализируюсь на "праворуких" японцах из Владивостока. Вот и купил "Приус". Наиграюсь и продам".

Машина действительно напоминает большую игрушку, хотя внешность ее вполне заурядна, да и салон в принципе не выдающийся. Необычные ощущения возникают, стоит лишь пустить мотор.

Поворот ключа и... в салоне по-прежнему тишина; привычных звуков работающего стартера и ожившего двигателя мы не услышали. "Здесь все немного по-другому", - улыбнулся Олег. Он перевел подрулевой селектор управления трансмиссией в положение "Драйв" и утопил педаль акселератора. Электромотор беззвучно тронул "Приус" с места и, лишь когда скорость перевалила за 20 км/ч, вдруг проснулся бензиновый двигатель. Удивительно!

Трансмиссии у "Приуса" в привычном смысле нет вовсе. Роль коробки играет сочетание генератора-электродвигателя и планетарной передачи. Но об этом можно узнать, лишь заглянув в заводские данные, а по ощущениям гибрид напоминает автомобили с клиноременным вариатором: мотор набирает компромиссные для экологии, экономичности и тяги 3500 об/мин, и разгон продолжается под аккомпанемент поющего на одной и той же ноте мотора. Если же необходимо совершить маневр задним ходом, то вал электромотора просто вращается в противоположную сторону.

Помнится, в 80-е годы предметом мечтаний подрастающего поколения были переносные компьютерные игры с простенькой графикой и примитивным сюжетом. Их-то и вспоминаешь при виде жидкокристаллического дисплея посреди передней панели. При старте машины его освещает гостеприимное Welcome to Prius; на экран можно вывести навигационную информацию и контрольные данные для настройки аудиосистемы, но куда более интересно смотреть "мультфильм" про силовую установку "Приуса". Вот, к примеру, сбрасываем газ и схема трансформируется: батареи перешли в режим зарядки. Стоит нажать на педаль, как стрелки, имитирующие поток энергии, устремляются от аккумулятора к электромотору и колесам.

Подкатывая к светофору, за разговором не заметили, как "Приус" заглох... точнее, был выключен электроникой. Действительно, зачем жечь бензин во время остановок? Тем более что климатическая установка, питаемая батареями, продолжала как ни в чем не бывало работать.

...Мы успели накрутить по столице не один десяток километров, а указатель уровня топлива на экране "телевизора" ни на йоту не сдвинулся с отметки в полбака! Еще бы, "Приус" расходует, по данным фирмы, лишь 3,5 л топлива на 100 км пути! Понятное дело, многое зависит от стиля езды. Олег - большой любитель "прохватить с ветерком" - признался, что в городе сжигает около 4 л бензина АИ-95. При этом язык не поворачивается назвать "Тойоту" медлительной: 72-сильный бензиновый мотор при поддержке 33 электрических киловатт (суммарная мощность 86 кВт) разгоняет машину до 100 км/ч за 14 с небольшим секунд, а максимальная скорость ограничена вполне пристойными 160 км/ч.

Конечно, "Тойота" затеяла работу над "Приусом" не только ради экономии; современные дизельные моторы расходуют ненамного больше топлива, но при этом куда проще по конструкции и дешевле в производстве. Главное - экологическая чистота: по сравнению с традиционным бензиновым автомобилем "Приус" выбрасывает в атмосферу на 85% меньше несгоревших углеводородов СnНm и окислов азота NOх; вполовину удалось снизить и содержание в выхлопе углекислого газа СО2. Впрочем, эти достижения, к сожалению, пока мало кого интересуют в России. Гораздо актуальнее для владельца вопрос, где и как обслуживать гибрид!

Мысль о возможной поломке столь сложного по конструкции автомобиля лучше не подпускать близко. И все же, если "Приус" сломался? "Какой модели ваша "Тойота"? - менеджер одного из технических центров "Тойоты" в Москве, по-видимому, впервые слышал имя "Приус". "Если у вашего авто есть леворульный аналог - отремонтируем. А так можем сделать диагностику, ну, или колодки поменяем". Вот только запчасти в любом случае придется заказывать.

Многие плюсы гибрида, скорее всего, будут не столь очевидны и при зимней эксплуатации. Вспомните, на каких широтах расположена Россия - мороз за двадцать у нас не редкость. Аккумуляторы, которые "съели" половину объема багажника, не любят холода. В мороз они будут разряжаться быстрее, следовательно, бензиновому двигателю уже не удастся вольно "сачковать" во время остановок. Думать о наших сугробах и вовсе страшно - найдите зимние шины штатного размера 175/65R15!

И все же мы всей душой полюбили эту необычную машину. Она дала нам возможность хоть одним глазком, но заглянуть в "завтра" автомобилестроения. Пусть гость из будущего никогда не станет столь же массовым, как "Королла", свою задачу он уже выполнил. Доказал, что безопасный для окружающей среды автомобиль вполне может быть функциональным и вполне доступным. А значит, нет ничего невозможного для тех, кто увлечен идей создания автомобиля с новой философией.

P.S. "Приус" прибыл во Владивосток после трехлетней эксплуатации по дорогам Страны восходящего солнца. Ныне он в прекрасном техническом состоянии и выглядит на пять с плюсом. Сегодня Олег продает свой "гибрид". "Автомобиль будущего" (выпуска 1998 года) можно приобрести по цене двух новых VAZ 2112...

НАША СПРАВКА

"Приус" стал первым в мире серийным автомобилем с гибридным приводом. Сегодня в Японии производят около 30 000 машин ежегодно, а прогнозы на 2005-й говорят аж о десятикратном росте производства. Этому должно способствовать обещанное понижение цены: сегодня "Приус" в Японии стоит около 18 000 долларов. Магическая дата "2005" звучит и из уст представителей фирм-конкурентов. "Дженерал моторс", "Форд", "Даймлер-Крайслер" обещают в течение ближайших трех-четырех лет удивить мир своими серийными гибридами. А пока всерьез конкурирует с "Приусом" лишь выпускаемая с прошлого года " Хонда Инсайт".

Подпишитесь на «За рулем» в

01.11.2001
Поделиться: