Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус
ТРУД И ДЕФИЦИТ
В самодельном автомобиле Труд (автор А. Кучеренко, 1964 год) интересен не только прекрасно выполненный стальной кузов, но и трехцилиндровый двигатель собственной сборки. Если бы моторы продавались тогда в магазинах, вряд ли конструктор стал бы создавать его самостоятельно. К решительным действиям его подтолкнул именно дефицит.
ТИРИСТОРНОЕ ЗАЖИГАНИЕ
Во времена Москвичей и Жигулей самым популярным тюнингом мотора была переделка классического зажигания в электронное. В продаже встречались разнообразные изделия – Электроника-М, Искра‑2, ПАЗ‑2, Старт‑2.
Любопытно, что все эти системы, подключавшиеся между прерывателем и катушкой зажигания, были не транзисторными, а тиристорными: накопление энергии разряда проходило не в магнитном поле катушки зажигания, а в электрическом поле конденсатора. Мощный силовой элемент – тиристор – в нужный момент закорачивал заряженный конденсатор на катушку, в результате чего во вторичной обмотке возникал импульс напряжения с высокой крутизной фронта.
Впоследствии на серийные машины (ГАЗ‑24-10, ВАЗ‑2108) начали устанавливать транзисторные системы зажигания, а тиристорные потихоньку сошли со сцены.
ЖИРОБУСЫ
В СССР неоднократно пытались внедрить транспорт, движущийся за счет энергии предварительно раскрученного маховика.