100 рублей или жизнь? Наши водители выбирают деньги!
С лета 2015 года носить фликеры или иные светоотражающие элементы обязали пешеходов, которые передвигаются вдоль неосвещенных загородных трасс. А с марта 2018‑го быть заметными обязаны и водители, которые покидают автомобиль и тут же становятся, по сути, «безлошадными». Причем им полагается конкретное «средство защиты» – светоотражающий жилет или куртка.
И это правильно! Только вот беда – в России без жесткого контроля и штрафов нововведения не приживаются. За примерами не надо далеко ходить. Пристегиваться ремнем безопасности и снять тонировку с передних стекол многих заставили только поголовные проверки и штрафы. А теперь скажите на милость – кто будет искать по бескрайним ночным трассам «темных» личностей с целью их наказать?
Тем более что и штрафа конкретно за это нарушение пока нет. Протокол могут составить разве что по статье 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП» (штраф 1000 рублей). Но ни за отсутствие спецодежды в машине, ни за выход на обочину без нее никаких санкций не предусмотрено. Может, пора установить штраф и наказывать нарушителей? Это будет куда полезнее для безопасности, чем карать незадачливых водителей за случайное пересечение сплошной линии одним колесом.
Наша настойчивость не прошла даром, хотя власти реагировали неспешно. И мы рады, что Россия в столь важном вопросе встает на европейский путь. Практически во всех странах Старого Света светоотражающий жилет стал обязательным больше десяти лет назад. Причем в некоторых государствах таких жилетов в автомобиле должно быть не меньше, чем посадочных мест, – вне зависимости от того, сколько в нем человек. Я немало проехал по дорогам Европы и могу подтвердить: человека без жилета возле автомобиля на обочине там не увидишь.
ПОЧЕМУ СТОИМ?
Российская привычка останавливаться на трассе где вздумается появилась отнюдь не от бескультурья. Наоборот – из-за того, что культурно отправить естественные потребности как раз негде. Вы пробовали зайти в придорожный туалет на трассе? Удовольствие то еще. Даже красивые фирменные АЗС далеко не всегда готовы предоставить удобства. Где-то вода закончилась, где-то нормальный туалет не предусмотрен в принципе. Обычную площадку для отдыха не найти днем с огнем, а уж на благоустроенную и не надейтесь.
Дальнобойщики стоят на обочинах тоже не от хорошей жизни. Средний возраст грузовика в России – 20 лет, так что поломки случаются нередко. А на подступах к Москве фуры пережидают запретное время езды по МКАДу: достаточное количество стоянок для них так и не организовали.
В ПДД жизнеспасительную норму прописали – отлично! Но, как у нас это часто бывает, ограничились полумерами. Во‑первых, при выходе из машины в темноту надевать жилет должен только водитель. А пассажиры пусть остаются невидимками? Во‑вторых, об условиях недостаточной видимости (дождь, туман, снегопад) в новой норме не сказано ни слова. А ведь в таких условиях разглядеть человека трудно даже днем. В‑третьих, надевать жилет в темное время и на загородных трассах обязывают только в случае «вынужденной остановки». Согласно ПДД, это поломка, авария или иная нештатная ситуация. Однако Правила не запрещают остановку за городом без причины, просто так. Получается, в этом случае надевать жилет не нужно?
Предлагаем незамедлительно внести поправки в новый пункт Правил 2.3.4. В нем нужно упомянуть не только водителей, но и пассажиров, к ограниченной видимости добавить недостаточную и говорить не о вынужденной остановке, а о любой.
Некоторые автомобилисты восприняли новую обязанность как очередной повод для поборов – ведь они должны потратиться на жилет и рискуют попасть на штраф. Настроения водителей понятны и легко объяснимы на фоне постоянно дорожающих полисов ОСАГО, нормы об обязательном использовании шин по сезону и запредельно глупой идеи лепить знак Ш на корму. А теперь еще одна напасть – жилет! Но поверьте: это нововведение нужное и полезное, оно действительно способно спасти немало жизней. Предлагаем еще раз вместе убедиться в этом, просмотрев фотоснимки, сделанные нами в типичных дорожных ситуациях. Вывод очевиден: находясь на обочине дороги, яркий жилет следует надевать даже днем. Хотя бы потому, что потенциально опасные «летчики» инстинктивно сбросят скорость, приняв вас за инспектора ДПС.
Цена светоотражающего жилета – чуть более ста рублей. Неужели вы оцениваете свою жизнь дешевле?